Для чего нужны искусственные землетрясения?
Люди издревле боятся землетрясений. Рассерженная планета способна уничтожать города и превращать целые страны в постапокалипсические пустыни – вспомнить хотя бы недавние трагедии на Гаити, в Чили, Японии. А вот сейсмологи занимаются тем, что вызывают землетрясения искусственно.
Все началось 4 сентября 2010 года. На Южном острове Новой Зеландии, в регионе Кентербери произошло мощное землетрясение магнитудой 7,1. Для столицы региона, города Крайстчерч, это не было новостью — с момента его основания он четырежды разрушался землетрясениями, просто последнее произошло почти век назад, и жители города полагали, что планета под их ногами наконец успокоилась. Но не тут-то было.
Надо сказать, что Крайстчерч — второй по величине город Новой Зеландии, крупный промышленный и культурный узел, и ему, в принципе, повезло, потому что эпицентр располагался западнее города, примерно в 40 км. Последствия оказались неприятными — разрушено несколько зданий, в том числе связанные с энергетической инфраструктурой (три четверти города некоторое время оставались без света), но погибших не было, да и раненых оказалось всего два человека.
Казалось бы, все, пережили. Но подземные толчки не прекратились. Чаще всего афтершоки (последующие за основным пиком землетрясения толчки) продолжаются несколько часов или дней — но в данном случае они не закончились ни через неделю, ни даже через месяц. Служба GeoNet фиксировала это странное явление как череду последовательных землетрясений с небольшими магнитудами, до 3,5 балла. Город отстраивался и жил своей жизнью, просто иногда его потрясывало. А 22 февраля 2011 года ударило снова.
Сейсморазведка
Искусственное сотрясение земной поверхности и недр — это распространенная практика, преследующая различные цели. Чаще всего машины-сейсмовибраторы используются для разведки залежей нефти и газа. Суть методики в следующем: геофизики искусственно увеличивают давление в толще пород, чем вызывают упругие волны, которые распространяются вглубь и встречают на своем пути скальные породы разных составов, пустоты, бассейны и т. д. Каждая преграда изменяет силу и скорость распространения волн — часть их отражается и возвращается, часть преломляется, часть распространяется дальше. По зоне возбуждения расставляются сейсмографы, фиксирующие колебания; после приема данные поступают на сейсморазведочную станцию и превращаются в полезную информацию.
Вызывать волны можно с помощью направленных взрывов или ударов по земной коре, но чаще используются специальные машины — так называемые сейсмические вибраторы на мобильных платформах. Обычно сейсмовибратор представляет собой комплекс, устанавливаемый на серийное шасси. Первые советские мобильные системы появились в 1970-х годах (СИ-32, СВ-5−150) и крепились чаще всего на платформах «Уралов-375» или — для труднопроходимых сибирских регионов — на гусеничные вездеходы.
Сегодня в производстве сейсмовибраторов лидируют США. Крупнейшие американские производители — компания Industrial Vehicles International (IVI) из Тульсы (Оклахома) и INOVA (Хьюстон, Техас). На третьем месте — французская Sercel. IVI производит вибрационные установки серии Minivib массой до 12 т и более серьезные устройства серий HEMI и ATS до 28 т — они используются для тестирования почвы при начале строительства новых зданий или, например, в точках, где планируется добыча полезных ископаемых. Системы устанавливаются на мобильные шасси EnviroVibe 2 и Birdwagen, разработанные специально для вибросистем, а также на серийные грузовики и пикапы.
В Россию аналогичное оборудование поставляет американо-китайская компания INOVA — в ее модельном ряду мобильные вибросейсмические источники для сейсморазведки AHV-IV массой до 36 т. INOVA сама производит шасси для источников, но их система PLS-362 устанавливается в том числе и на российские шасси — башкирская компания «Витязь» ставит их на мощные гусеничные транспортеры ДТ-30, способные пробиться через любой таежный бурелом. Впрочем, у нас делаются и собственные сейсмовибраторы — в Армавире («Точмашприбор»), для установки на базовые шасси ГАЗ или «Урал».