Важную роль в изучении русской иконографии играют большие выставки

ДилетантИстория

Не тот граф

Важную роль в изучении русской иконографии играют большие выставки, представляющие портреты сразу из многих музеев и частных коллекций. Практически всегда они позволяют вернуть имена ещё нескольким произведениям. Так вышло и сейчас благодаря открывшейся в Государственном музее А. С. Пушкина выставке прекрасного художника Карла Гампельна

Александр Кибовский

Прапорщик граф Иван Петрович Коновницын. Рисунок Карла Гампельна, 1825 год Бумага, итальянский карандаш, сангина. 30,1 х 23,4 см ГМИИ им. А. С. Пушкина Ранее: Портрет Новосильцева

Моё внимание на выставке привлёк замечательный рисунок из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, изображающий молодого обер-офицера армейской конной артиллерии. На картоне, прикрывающем оборот оригинала, читается надпись карандашом: «Гампельн / молодой граф / Новосильцев». Авторство рисунка не вызывает никаких сомнений. Тем более глухонемой художник поставил в нижнем углу свою знаменитую подпись — монограмму из латинских букв CH и слово Sourdmuet (глухонемой).

А вот с персонажем всё оказалось сложнее. Среди дворян Новосильцевых титул графа имел лишь председатель Комитета министров и Государственного совета Николай Николаевич Новосильцев, возведённый в это достоинство 1 июля 1835 года. Но ко времени создания рисунка столь почтенный вельможа уже имел возраст за 60. Граф, чьё сластолюбие и невоздержанность в питие были общеизвестны, прожил жизнь холостяком и не оставил потомства. На нём род графов Новосильцевых как начался, так менее чем через три года и закончился с его смертью 8 апреля 1838 года. Никакого «молодого графа Новосильцева» не существовало.

Но, быть может, надпись является неточной и имеет смысл поискать юношу среди нетитулованной ветви Новосильцевых?

По форме одежды офицера портрет можно датировать довольно точно. На овальном репейке кивера просматривается вензель Александра I. То есть рисунок выполнен не позднее 1825 года, до восшествия на престол императора Николая Павловича. При этом до янва ря 1822 года артиллеристы носили эполеты другого образца — с красным суконным полем и одним валиком («жгутом») вокруг него. Следовательно, портрет нарисован в 1822–1825 годах, в самый счастливый период творчества Гампельна, когда он жил в доме президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, в этом знаменитом интеллектуальном центре Петербурга, который современники называли «святилищем наук, искусств и литературы».

Карл Гампельн. Автопортрет, 1820-е годы Государственный Русский музей

На эполетах офицера виден номер его роты — цифра 9. В указанные годы 9-я конно-артиллерийская рота состояла при 1-й уланской дивизии и квартировала в Твери. Такие роты были небольшими и насчитывали от шести до десяти обер-офицеров. Но никакого Новосильцева в 9-й роте обнаружить не удалось. Каким же образом офицер столь маленькой армейской части мог оказаться не в Твери, а в столице, да ещё и попасть на карандаш модному в то время Гампельну, рисовавшему одних гвардейцев? Случай должен быть исключительным. Но, как известно, всякая случайность — это лишь непознанная закономерность. Что и подтвердилось на выставке.

Рассматривая портреты, я в силу многолетней привычки машинально отмечал мундиры персонажей: Преображенский полк, Измайловский, Генеральный штаб… Обычный для русской иконографии круг столичной гвардейской молодежи. Но вдруг проскочила мысль: «…армейская конная артиллерия». Стоп! Передо мной групповой портрет четырёх братьев — молодых графов Коновницыных из собрания Государственного Русского музея. Вещь хорошо известная. Вокруг стола изображены сыновья знаменитого героя Отечественной войны 1812 года и военного министра графа Петра Петровича Коновницына: слева с кистью в руке старший брат Пётр, рядом стоит самый младший Алексей, дальше в рубашке и ермолке сидит третий сын Григорий, а завершает композицию покуривающий трубку второй брат Иван. Он одет в офицерский мундир, что позволяет точно датировать рисунок 1825 годом, когда Иван окончил Пажеский корпус и надел эполеты прапорщика.

Внешность Ивана мне живо напомнила молодого офицера на рисунке из ГМИИ. Мундир армейской конной артиллерии только усиливал это впечатление. Хотя номер на эполетах полностью не виден, предчувствие меня не обмануло. По документам выяснилось, что 13 апреля 1825 года 19-летний граф Иван Петрович Коновницын был выпущен прапорщиком в 9-ю конно-артиллерийскую роту!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Письмо к съезду: хотел, как лучше Письмо к съезду: хотел, как лучше

Ленин предлагал некоторые меры для предупреждения раскола в партии

Дилетант
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Крестовый психоз бедноты Крестовый психоз бедноты

Крестовый поход бедноты запомнился грабежами и массовыми убийствами

Дилетант
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Пол Пот: чемпион геноцида Пол Пот: чемпион геноцида

Жуткий эксперимент Пол Пота с построением «истинного социализма»

Дилетант
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Казаки фюрера Казаки фюрера

Его роман с немцами начался ещё в Гражданскую, а закончился он Второй мировой…

Дилетант
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Байкер-революционер Байкер-революционер

Самая негероическая биография Че Гевары — история не революции, но дружбы

Дилетант
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак

История жизни одного из самых читаемых авторов в XIX веке

Дилетант
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
«Новгороду быть!» «Новгороду быть!»

Почему Нижний Новгород Нижний и Новый

Дилетант
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Открыть в приложении