Из трактира в музей
Первый директор «Императорского музеума» Степан Гедеонов добился того, что с 1866 года Эрмитаж был открыт для свободного доступа. Отменили сложную процедуру выдачи входных билетов, упростили правила для копиистов, а ещё ранее — требование для публики приходить в Эрмитаж во фраках и мундирах.
Либерализация времён «царя-освободителя» Александра II странным образом сказалась на самих посетителях Эрмитажа: они стали приходить в «Императорский музеум» в пьяном виде. Как будто выпивших людей начинало тянуть к прекрасному с особой силой. Какое-то время администрация музея сопротивлялась собственными силами этому натиску, но в конце концов силы Эрмитажа иссякли.
5 марта 1893 года за подписью князя Сергея Трубецкого, заведовавшего в то время Императорским Эрмитажем, было отправлено письмо петербургскому градоначальнику Виктору фон Валю с просьбой о помощи: «Ввиду увеличивающегося с каждым годом числа посетителей в Императорском Эрмитаже по воскресным и праздничным дням и невозможности отстранить некоторых посетителей, являющихся в нетрезвом виде, так как в это время эрмитажная прислуга на подъезде усиленно занята раздеванием и одеванием посетителей и сбережением большого количества верхнего платья, имею честь обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбою, не признаете ли возможным сделать распоряжение о командировании к Эрмитажному подъезду по воскресным дням, с 1 сентября по 1 июня, околоточного надзирателя или городового, и о последующем не оставить меня уведомлением...» Очевидно, в летние месяцы Эрмитаж справлялся с пьяными собственными силами.
Градоначальник пошёл навстречу этой просьбе и «отдал приказание о назначении по воскресным и праздничным дням к Императорскому Эрмитажу наряда, в составе одного околоточного надзирателя», а со своей стороны попросил князя Трубецкого сделать распоряжение об уплате Эрмитажем за каждый наряд по три рубля. В следующем письме от 13 апреля Эрмитаж благодарил фон Валя за назначение наряда и просил освободить его «от уплаты денег за каждый наряд», ссылаясь на то, что у Зимнего дворца, места пребывания императора, стоят полицейские посты и Эрмитаж тоже является таким же местом.