Детские запреты: какие ошибки родителей мешают тебе стать хорошей матерью
В 2021 году в издательстве «Эксмо» вышла книга «Хочу быть мамой, и папой тоже», на которую стоит обратить внимание всем, кто хочет завести детей.
Автор книги Лена Фейгин — ученая и практикующий психолог, специализирующаяся в системной семейной терапии. Ее работа уникальна — она помогает будущей матери пройти путь от желания завести ребенка и до его появления, успешно справившись со всеми проблемами. Книга предупреждает о сложных моментах, которые ожидают женщину, и дает практические рекомендации по их преодолению.
Просто о серьезном
Сейчас очень много говорят о том, что к материнству надо готовиться физически — пройти многочисленные исследования, узнать всё, что можно, о состоянии своего здоровья, разобраться в возможных рисках, в том числе связанных с наследственностью. Но мало кто вспоминает о психологическом аспекте, а он не менее важен. Именно о нем и идет речь в книге Лены Фейгин.
Лена последовательно рассматривает все аспекты родительства от вопроса «Хочу ли я детей?» и психотипов родителей и до способов вырастить счастливого ребенка, который не столкнется с детскими травмами и страхом. Некоторые главы представляют особый интерес: например, о зачатии с помощью ЭКО. Эта технология, несмотря на широкое распространение, до сих пор окружена множеством мифов, которые автор развенчивает.
Но главное: книга — это не сухие инструкции. Она написана легко, с юмором, в ней рассказываются истории разных людей, и всё это помогает понять: со всеми сложностями можно справиться. Ты точно не захочешь пролистать весь текст второпях, чтобы поскорее заглянуть в эпилог.
А мы хотим познакомить тебя с одной из глав о том, какие родительские ошибки мешают девушкам стать матерью, и, конечно же, о том, как их можно исправить, чтобы родительство было не изматывающим трудом, а тем, что сделает тебя счастливой.
Продолжаем разбираться в себе — детские запреты
Прежде чем мы начнем разговор о беременности и разных путях, которые люди проходят для того, чтобы стать мамами и папами, поговорим о первом шаге к родительству — работе с собой и со своим партнером. С точки зрения психологии сначала нужно определить и проработать свои детские травмы или блоки, которые могут встать на вашем пути.
Давайте заглянем к вам в детство. Многие из наших желаний формируются именно в это время. Наше взрослое «я» — это сочетание природной заданности и опыта, приобретенного в детстве (читая дальше про детские запреты, подумайте о том, какими были ваши собственные отношения с родителями).
Американские психологи Роберт и Мери Гулдинг выделили двенадцать сценариев/запретов/установок, которые ребенок несет с собой всю жизнь. Установки — это не прямые наказания или опыт, который ребенок получает вследствие взаимодействия с родителем. Это скрытые послания, зачастую определяющие жизненный сценарий человека. В зависимости от психотипа человек может по-разному отреагировать на прожитое событие, но понимая, как та или иная установка, «зашитая» в бессознательное, повлияла именно на вас, вы осознаете мотивы принятия своих решений и особенности своего восприятия мира вокруг.
Итак, двенадцать установок (запретов).
1. Не живи (не существуй)
Это самый первый фундаментальный запрет, который исподволь, а иногда и прямым текстом проговаривается ребенку с детства. Он приводит к ощущению никчемности, бесполезности, недостойности любви и существования. В некоторых случаях этот запрет сопровождается мыслями о суициде. Запрет может наложить любой из родителей. Он может прийти к нам от папы, считающего, что после рождения ребенка в семье он перестал получать внимание жены, или от мамы, которая больше не хотела детей, и родившийся ребенок стал неожиданностью, которая перечеркнула ее планы на будущее.
Если ребенка бьют или оскорбляют, это прямой посыл «не живи». Но есть и скрытые сообщения: «если бы не ты, я окончила бы институт» или «из-за тебя я вышла замуж за твоего папу, а могла бы найти мужа получше». Родитель вроде бы выражает недовольство собой, а ребенок считывает это иначе. Будто он является препятствием: если бы его не было, не было бы и помех у родителей. Во взрослом возрасте это несомненно влияет на наше решение стать родителями. Люди с такой установкой мучаются сомнениями: «Если я недостоин жить, что я могу дать своему ребенку?», «Какое право я, недостойная любви и жизни, имею на то, чтобы нести ответственность за еще одну жизнь?»
Люди воспринимают этот запрет в зависимости от своих типов интеллектов. Однако важно помнить, что его влияние может блокировать желание создать собственную семью. Мотивация — не разрушать жизни еще и другим людям, а ограничиться разрушением жизни родителей.
2. Не будь собой
Этот запрет так или иначе вынуждает ребенка не быть самим собой. Например, в семье хотели мальчика, а родилась дочка, и ее назвали женской версией мужского имени, которое заранее выбрали для планируемого наследника. Или наоборот: хотели девочку, а родился мальчик. Родители так или иначе, не напрямую дают ребенку посыл, что ждали другого, и он вынужден подстраиваться.
Установка «не будь собой» может возникать и в случае, если родитель все время сравнивает своего ребенка с другими детьми. Например, когда мы говорим: «Смотри, Саша уже ездит на двухколесном велосипеде, а ты нет» или «Анечка учится на одни пятерки, а ты все из троек вылезти не можешь». Часто родители думают, что таким образом стимулируют своего ребенка на действие, но на самом деле ребенок слышит: «Не будь собой, будь Сашей или Аней».
Вместо того чтобы жить своей жизнью и развиваться по-своему, он старается оправдать желания родителей. А позже, уже во взрослом возрасте, не оправдывает и свои собственные ожидания, потому что продолжает себя сравнивать с другими. В этом случае ответить самому себе на вопрос «Чего же я хочу на самом деле?» становится практически невозможно, потому что: «Мои желания не учитываются. Чего хочет Маша или Аня, то и мне нужно» (подумайте в связи с этим над тем, почему вы приняли решение стать родителем).