Сдачи не надо
Когда россияне готовы оставлять чаевые
Ознакомившись с результатами опроса Финансового университета и компании «БиТуБи Груп», «Деньги» выяснили, сколько обычно в сфере услуг оставляют россияне выше счета, за что готовы отблагодарить деньгами, а когда платить не готовы.
«Культура чаевых в разных странах различается кардинально»,— отмечает CEO Tanuki Family Алла Бондаренко. Она приводит в пример сложную систему правил в Японии, где в некоторых заведениях чаевые социально неприемлемы, в других для них оставляют специальные конверты, а где-то достаточно фразы «сдачи не нужно». Есть там и непривычная для нас практика «кокородзукэ», когда чаевые дают авансом. Во Франции, по словам госпожи Бондаренко, дополнительные 15% обычно включены в счет, но хорошим тоном считается оставить еще пару евро сверху. В США официанту положено давать минимум 15–20% от заказа, за хороший сервис — 25%, оставляя же менее 10%, вы буквально выражаете свое возмущение и недовольство сервисом.
Русский чай
«Культура чаевых в России сложилась давно: для части гостей это способ поблагодарить за хорошее обслуживание, для других — правило посещения ресторана»,— считает директор бренда итальянских ресторанов «IL Патио» Элла Нистратова.
«Недавно мы совместно с исследовательским центром „БиТуБи Груп“ проводили опрос на тему чаевых,— рассказывает руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов.— Общий вывод: чаевые оставляют, не всегда с радостью, но воспринимают как правильное поведение, показывающее достаток и понимание».
«Стандартный размер» чаевых, в представлении большинства, 10%. 39% респондентов, согласно опросу, оставляют 6–10%, но второй по популярности ответ — 1–5% от суммы счета. «В России у многих посетителей ресторанов и кафе даже бытует убеждение, что „стандартные“ 10% уже включены в счет, хотя это не так»,— делится наблюдениями Алла Бондаренко. На ее взгляд, в последний год уровень чаевых снижается — это предсказуемая реакция на кризисные периоды: «Те, кто раньше оставлял больше, зафиксировались на уровне в 10%. Кто оставлял 10%, отказались от чаевых вовсе или сократили их размер». По мнению Бондаренко, если раньше можно было получить чаевые даже за низкий уровень сервиса, потому что «так принято», теперь официантам, чтобы получить «на чай», нужно буквально превосходить ожидания клиентов.
Впрочем, если размер чаевых падает, то количество случаев, в которых официанты их получают, судя по опросу, растет: 44% россиян в минувший год стали оставлять чаевые чаще, лишь 30% — реже. Что же касается включения чаевых в счет, здесь позиция более определенная. Три четверти россиян относятся к этому отрицательно, констатирует Александр Цыганов: «Все-так чаевые — это добровольное дело, и принуждение к ним может вызвать раздражение и отсутствие желания оставлять что-то в принципе». Включение чаевых в счет, на его взгляд, может расцениваться как неуважение, мол, «мы тебя, жадину, знаем и поэтому отметим».