Деньги будут, но не сразу: как заработать на долгосрочных трендах
Инвесторам, которые предпочитают играть вдолгую, стоит обратить внимание на четыре сектора рынка, которые могут принести доход выше общерыночного на горизонте от трех лет
Постепенное замедление роста фондовых индексов и, следовательно, доходности инвестиций уже стало причиной для головной боли у участников рынка: в 2018 году инвесторы не получили показателей, на которые они привыкли рассчитывать. В результате многие принялись искать новые инструменты и сектора, способные принести доход выше рынка. Мы выбрали четыре сектора, которые могут претендовать на роль «темных лошадок» и обеспечить потенциально более высокую, по сравнению со среднерыночным уровнем, доходность.
Электромобили: эффект низкой базы
Этот сектор — классический «гадкий утенок», который с высокой долей вероятности скоро превратится в прекрасного лебедя. Об этом говорят как многочисленные исследования, так и динамика самой отрасли. Так, по оценкам JPMorgan Chase, уже сейчас темп роста рынка электромобилей уверенно превышает 50% в год. Аналитики банка ожидают увеличения продаж электрокаров до более чем 8 млн к 2025 году. Эксперты, опрошенные Bloomberg, прогнозируют рост до 30 млн к 2030 году, при этом к 2040 году доля продаж электрокаров может достигнуть 55% от общего количества реализованных машин.
Почему все так уверены в постепенном снижении доли авто с двигателем внутреннего сгорания? Есть несколько факторов, которые играют в пользу электрокаров. Во-первых, динамично развиваются технологии, делающие эксплуатацию электромобилей более практичной и удобной. Зарядка аккумулятора электрокара становится быстрее, запас хода увеличивается, стоимость батареи снижается.
С 2010 года аккумулятор подешевел уже на 80%, говорится в исследовании PWC и McKinsey. Дальнейшее его удешевление, как и падение цен на прочие комплектующие, будет приближать к паритету стоимость электромобилей и традиционых машин. По разным оценкам, паритет может быть достигнут на горизонте 3-7 лет. Пока же правительства разных стран вводят различные льготы для владельцев таких авто. Это делают в Европе (в Норвегии, Нидерландах), Гонконге, Китае, США.
Власти выдают субсидии на покупку, предоставляют бесплатную парковку и зарядку для таких машин, разрешают им передвигаться по выделенным полосам. Наибольших успехов удалось достигнуть в Норвегии, у которой, несмотря на развитую нефтяную отрасль, наибольшая доля электромобилей в новых продажах авто (треть новых автомобилей — электрические) и в Китае (наибольший по объему рынок электромобилей).
Около 10 стран уже обозначили год прекращения продаж новых авто с двигателем внутреннего сгорания. Первой будет Норвегия (с 2025 года), позже — Франция, Великобритания, Дания, Швеция, Нидерланды, Исландия. Не случайно в этой сфере, помимо признанного лидера Tesla, начинают активно работать такие компании, как BMW (обещает выпустить 25 полностью электрических моделей к 2025 году), GM (20 моделей к 2023 году), Volvo (50% объема продаж марки к 2025 году будет приходиться на электромобили).