Дело Оксаны Гончаровой: как журналистку судят за убийство мужа, который бил ее 15 лет
Убийство Салтанат Нукеновой ее мужем вызвало такой резонанс в Казахстане, что в стране криминализировали домашнее насилие. В России же уголовной ответственности за домашнее насилие нет, а соответствующий законопроект даже не принят к рассмотрению. Россиянкам приходится защищать себя самостоятельно, и порой это приводит к трагическим событиям: обороняясь, женщина может убить мужчину и оказаться за решеткой. Это произошло с экс-журналисткой РБК и «Ведомостей», матерью троих детей Оксаной Гончаровой — 3 апреля присяжные начали рассматривать ее дело.
Оксану Гончарову обвиняют в умышленном убийстве (часть 1 статьи 105 УК РФ) бывшего гражданского мужа Алексея Самусева. С момента задержания 30 сентября 2022 года Гончарова и ее адвокат настаивают на том, что она оборонялась: экспертиза зафиксировала как минимум 10 ударов на теле женщины и порез на спине. Однако дело так и не было переквалифицировано на «необходимую оборону». Гончаровой грозит от шести до 15 лет колонии (на текущий момент она находится в заключении около полутора лет). У женщины трое детей, двое из которых несовершеннолетние. Дело рассматривают присяжные, об этом она просила сама.
По данным проекта «Алгоритм Света», который проанализировал больше 155 000 судебных приговоров, в 79% дел о насилии женщины заявляли, что они защищались от агрессоров. Почти в 50% случаев суд это подтверждал, но все равно женщины получали тюремные сроки за причинение тяжкого вреда. «Система правосудия игнорирует ситуацию насилия в отношении обвиняемых женщин, в том числе ситуацию домашнего насилия», — говорит один из авторов исследования адвокат Мари Давтян. И хотя большинство жителей России признают проблему домашнего насилия, закон, который защищал бы пострадавших, до сих пор не принят.
Дело Оксаны Гончаровой — это показательный пример того, к чему приводит семейно-бытовое насилие. Ранее Forbes Woman подробно писал об обстоятельствах этого дела. Рассказываем, что в нем происходит сейчас.
Трагедия
28 сентября 2022 года во время ссоры со своим бывшим мужем (отношения не были оформлены официально) Алексеем Самусевым журналистка Оксана Гончарова ранила его ножницами, удар оказался смертельным. В тот день, согласно показаниям Оксаны, Самусев без приглашения пришел в ее квартиру со своим другом Максимом Валиуллиным. Она впустила мужчин, потому что бывший муж мог выломать дверь, разбить телефон или избить ее — прецеденты были. Самусев и Валиуллин отправились выпивать на кухне. В квартире в то же время находились общие дети Гончаровой и Самусева: Матвею тогда было 10 лет, а Арсению — четыре года. Во время ссоры, по показаниям Оксаны, бывший муж сначала набросился на нее, а потом взял ножницы; она же перехватила их и нанесла удар. Самусев в ответ пнул Гончарову и ушел из дома — она не думала, что ранение приведет к смерти.
Насилие в семье длилось годами: начиная с 2014-го Гончарова как минимум девять раз подавала заявления в полицию, в которых указывала, что Самусев ее бил, душил, приставлял нож к горлу, всячески угрожал — занимался он этим, по ее словам, с самого их знакомства в 2007 году. Однако на все заявления она получила отказ в возбуждении дела.
Оксана сейчас сожалеет о том, что не ушла от Самусева сразу: «Думала, все наладится, терпела, молчала. Пыталась простыми разговорами отвлечь человека, если чувствовала, что назревает что-то нехорошее», — пишет она в письме Forbes Woman, переданном через адвоката. Но даже когда Гончарова нашла силы уйти, избавиться от бывшего партнера не удалось: Самусев жил в том же подъезде и не переставал караулить ее у дома и наведываться в ее квартиру. Съехать не позволяла ипотека, уйти к родственникам Гончарова тоже не могла: живых родных у нее не было. Она выплатила ипотеку буквально накануне последней ссоры с Самусевым и планировала переехать во временное жилье, найти которое попросила коллег.