Что такое «культура отмены» и можно ли отменить человека
И ладно бы отменить хотели только понедельники…
Начнем с недавних событий. В начале октября американский комик Саша Барон Коэн выпустил фильм «Борат 2» про карикатурного журналиста из Казахстана, который снова посещает США и вводит местных жителей в ступор своим диким поведением. После того, как был опубликован трейлер, против Бората ополчились некоторые жители Казахстана и им сочувствующие, потребовав его «отменить». Да, после первого «Бората», спустя 14 лет.
В казахском Твиттере начали писать гневные посты с хэштегом #CancelBorat (#ОтменитьБората), обвиняя Коэна (как обычно) в расизме, шовинизме, ксенофобии, сексизме и прочих грехах из словаря политкорректности. Короче, в том же, в чём почти 15 лет назад пытались обвинить его казахи постарше, пока не поняли, что на сатиру обижаться не стоит, да и вообще это собирательный образ.
Теперь же, отчасти благодаря развитию соцсетей, ярость вспыхнула с новой силой.
Что такое «культура отмены»
Требуя «отменить» Бората, юная общественность не подразумевает под этим, что нужно отменить или запретить показ фильма. Требование одновременно и более глубокое, и более расплывчатое. Как и всё хорошее, доброе, светлое, термин cancel culture («культура отмены») появился в западных соцсетях и начал бить по знаменитостям, совершившим какие-то плохие — с новейшей точки зрения — поступки.
Иногда это действительно отвратительные и преступные действия, вроде сексуальных домогательств или явно расистских высказываний. Но иногда поступки «плохи» лишь по мнению некоторых пользователей соцсетей. Скажем, неудачно пошутил какой-нибудь комик или певец поступил не по нраву слушателям — его тут же пытаются «отменить» или, говоря по-другому, канселить.
Конечно, человека нельзя отменить по-настоящему, к тому же магия вне Хогвардса запрещена. Но для знаменитостей хейт и канселинг в соцсетях действительно могут дорого стоить.
Во-первых, соцсети это деньги. Если люди начнут массово отписываться от «отменённой» звезды, она начнёт терять прибыль от соцсетей и стриминга, здесь можно использовать наиболее близкий термин «бойкот». Но главное — репутация. Продюсеры, спонсоры и рекламодатели не очень-то охотно будут сотрудничать с человеком, на которого выливаются тонны гнева в соцсетях. И пусть даже эти тонны идут от пренебрежимо малого процента пользователей.