Cоциализм поколения Z: в чем секрет популярности TikTok
По просьбе «РБК Стиль» журналист Кристина Резникова зарегистрировалась в приложении TikTok, чтобы разобраться, почему о нем говорят повсеместно, кто его пользователь и есть ли у платформы будущее.
«Солт-Лейк Сити, Америку гасите» — женщина-кассир в бытовке магазина «Пятерочка» открывает рот под песню группы «Воровайки»; дед танцует на остановке автобуса с холщовой авоськой и в растянутых кальсонах; девушка клеит обои в типовой квартире под саундтрек из «Пятидесяти оттенков серого». Нет, это не утечка сценария к новому фильму Валерии Гай Германики, а контент российского сегмента TikTok, популярной социальной сети для публикаций видеороликов. На первый взгляд кажется, что TikTok ничем не отличается от других видеоориентированных приложений вроде Vine или Snapchat. Но благодаря большому набору инструментов его пользователи создали собственный язык комедии, а хитрые алгоритмы приложения гарантируют просмотры и лайки каждому ролику.
Из Поднебесной
Во второй половине 2018 года в Cети стали распространяться видео с логотипом в стиле «глитч» (это когда вам кажется, что у вас галлюцинация) в левом верхнем углу, в которых люди открывали рот под различные звуки, — так завоевывала западную аудиторию новая версия китайского приложения TikTok (на родине — Douyin). Уже к сентябрю в американском App Store она обошла Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), YouTube и Snapchat по количеству скачиваний за один месяц. С тех пор TikTok скачали более 1 млрд раз, и сегодня сервисом ежемесячно пользуются 500 млн человек.
Фактически современное приложение TikTok — это перезапуск ранее популярного в Китае и за его пределами приложения Musical.ly, которое пекинская технологическая компания ByteDance, создавшая TikTok, выкупила за $1 млрд в августе прошлого года. Рекламная кампания нового продукта была весьма агрессивной, и если у вас не стоит Adblock, вы наверняка видели ее на YouTube. Бум популярности в России случился весной 2019 года.
Язык TikTok
Когда впервые открываешь приложение, возникает чувство, будто тебя за какие-то грехи подвергают пыткам. Открестившись, ты возвращаешься к развлечениям «взрослого человека»: дивану, неизведанным чертогам Netflix и новенькому Apple TV+ или лекциям по VR-технологиям на крайний случай. Но что-то заставляет тебя вновь нажать на иконку в виде вибрирующей ноты. После двух-трех подходов понимаешь, что попал во вселенную со своими законами и собственным языком. Иной раз видео увлекают в длинные извилистые полеты сквозь бездонную кроличью нору. Затем ты сдаешься — выкладываешь свое первое видео и ждешь, что будет дальше.
«В первую очередь TikTok интересен тем, что это удобная площадка, на которой легко делать действительно интересный контент. Есть крутой встроенный редактор с широчайшим набором инструментов и огромная библиотека музыки. Можно не быть гением монтажа, но сделать классный ролик и стать знаменитым», — комментирует Сергей Артемов, digital-директор агентства PRT Edelman Affiliate.
В редакторе можно добавить эффекты на любой вкус: реверс, слоумо, стикеры, гифки, эмодзи, наложить любой отрывок из любимого трека, создав таким образом все что угодно, от юмористического скетча до фантазмов Гаспара Ноэ. К тому же есть экспресс-уроки, которые быстро обучат создавать контент. В эпоху предельной скорости потребления информации это просто находка.
Максимальная продолжительность видео — одна минута. Основные форматы приложения — это легкие пранки, вайны на вечную тему любви и отношений, кошечки и собачки, демонстрация талантов в духе «Минуты славы», DIY (необычные вещи своими руками), фуд-шоу. По правилам TikTok, строго запрещено пропагандировать табак, алкоголь, оружие, наркотики, жестокость и даже ругаться матом. Модерирование подобного контента происходит вручную.
Но основную часть составляют ролики, где разные пользователи делают что-то схожее. Это называется челлендж — еще одна особенность платформы. Самые популярные можно найти по хештегам: #твоевремя, #6секунд и #хочуврек.
Вопрос, кто придумывает и запускает челленджи, неизбежно возникает у любого здравомыслящего человека, так как сюрреализм происходящего порой заставляет усомниться в собственном ментальном здоровье. Так вот, их создает сама платформа. Команда TikTok регулярно анализируют тренды, мемы, актуальную повестку и то, что потребляет целевая аудитория. Затем запускает челлендж, который моментально подхватывается пользователями. Челленджи позволяют им с большей вероятностью попасть в «тренды» и стать более популярными, а самому приложению обеспечивать ежедневную активность. Один из самых долгоиграющих трендов, который в некотором смысле превратился в визитную карточку TikTok, — это lip sync, когда пользователи открывают рот под песню, речитатив, диалог из фильма, комедийный скетч — в общем, любой голос за кадром, от Мухаммеда Али до кричащей тещи.