«Цифры врут»
Даже самые незначительные наши решения (во сколько лечь спать или как провести свободное время) связаны с числами и отсылают к измерениям, а те — к эмипирическим наблюдениям. Если соотнести их между собой, мы узнаем, как связаны некоторые явления, например, качество сна и употребление алкоголя. Но осторожно: работая с числами люди часто ошибаются. Об этих ошибках и о том, как их избежать, в книге «Цифры врут. Как не дать статистике обмануть себя» (издательство «Individuum»), переведенной на русский язык Натальей Шаховой, рассказывают научный журналист Том Чиверс и преподаватель экономики в Даремском университете Дэвид Чиверс. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным ситуациям, когда связь между двумя явлениями объясняется наличием третьей переменной — искажающего фактора.
Искажающие факторы
В последние несколько лет не утихают споры о вейпинге. Большинство некоммерческих организаций по борьбе с табакокурением и онкологическими заболеваниями считают, что вейп помогает бросить сигареты, но некоторые люди уверены, что он вреден или приучает к курению. В 2019 году даже сообщалось: дети, которые курят электронные сигареты, с большей вероятностью начнут употреблять марихуану.
Это утверждение опиралось на статью из журнала JAMA Pediatrics, в которой рассматривалась 21 публикация и подводились их итоги. Такие публикации, где объединяются результаты других исследований, называются метаанализами. В этом метаанализе делался вывод, что вейпящие подростки 12–17 лет, в отличие от других сверстников, с большей — примерно в три раза — вероятностью начнут курить марихуану.
Мы только что обсуждали размеры эффекта — здесь он кажется реально большим. В следующей главе мы поговорим о том, как трудно выявлять причинно-следственную связь, но в данном примере точно есть повод для беспокойства.
Однако когда видишь сильную корреляцию между двумя явлениями, в данном случае вейпингом и употреблением марихуаны, стоит задуматься: нет ли еще чего-то третьего, коррелирующего с обоими? Это что-то называется искажающим фактором.
Вот пример, чтобы было понятнее. В мире наблюдается корреляция между долей смертей, связанных с ожирением, и объемом углекислого газа, ежегодно выделяемым в атмосферу.
Следует ли из этого, что углекислый газ делает людей толстыми? Вряд ли. Скорее дело в том, что мир богатеет, а становясь богаче, люди тратят больше денег и на высококалорийную пищу, и на товары и услуги, связанные с выделением углекислого газа, например автомобили и электричество. Если это учесть, станет понятным: никакой связи между выделением углекислого газа и ожирением, скорее всего, нет. Однако важную роль играет третья переменная — ВВП.
Другой классический пример — мороженое и утопленники. В те дни, когда растет продажа мороженого, тонет больше людей, хотя очевидно, что отдыхающие идут ко дну не из-за него. Просто мороженое приятно съесть в жаркий день, вот и продажи растут, и плавать тоже хорошо в жару, а плавание, к сожалению, иногда заканчивается утоплением. Стоит учесть влияние температуры — как говорят статистики, проконтролировать этот фактор, — и связь пропадет. То есть вы не увидите зависимости, если посмотрите на продажу мороженого и число смертей на воде только в холодные или жаркие дни.