Четырехдюймовый полет, перевернутые датчики, перелет на 100 километров: нештатные ситуации в ракетно-космической технике
В год, когда все празднуют шестидесятилетие полёта в космос Ю.А. Гагарина, мало кто задумывался о том, с чем сталкивались конструкторы ракетно-космической техники по обе стороны океана. И несмотря на то, что ракеты летают в небесах, у них есть возможность напороться за самый настоящий подводный камень.
Казалось бы, принцип работы ракеты крайне прост — сжигаешь топливо, оно улетает, толкая конструкцию в противоположную сторону. Однако для устойчивого процесса горения в двигателе надо изрядно попотеть, не говоря о системе управления ракеты и общей взаимосвязи между всеми компонентами.
Давным-давно по ту сторону океана
21 ноября 1960 года должна была стартовать МР-1, первая беспилотная суборбитальная миссия по программе «Меркурий-Редстоун», однако что-то пошло не так. Полёт вошёл в историю космонавтики как «четырёхдюймовый».
Заправленная ракета стояла на стартовом столе, в капсуле корабля «Меркурий» никого не было (полёт должен был быть тестовым), в момент запуска случилась забавная нештатная ситуация — последовательность отсоединения кабелей в момент пуска была нарушена.
В нормальных условиях первым от ракеты «Редстоун» в ходе пуска должен отсоединиться кабель контроля (также называемый управляющим, или даже логистическим), и только после него силовой кабель, запитывающий аккумуляторы ракеты. Всё произошло наоборот, из-за чего система управления ракеты недопоняла происходящее. Из-за нехватки электропитания в первые миллисекунды после старта ток прошёл через реле, которое, в свою очередь, выдало команду на отключение двигателей. Ракета поднялась на 10 сантиметров, плюхнувшись обратно на стартовый стол.
Однако система ракеты и не думала останавливать свою циклограмму — выключение двигателей вызвало отстрел башни системы аварийного спасения, штатно подразумевавшийся в ходе полёта, а вслед за башней капсула «Меркурия» выпустила посадочный парашют, так как барометрический датчик зафиксировал, что капсула находится на высоте ниже 3000 метров. Не сработала только система разделения капсулы от ракеты, триггером для которого должна была послужить невесомость.