«Братство» — скандальный фильм Павла Лунгина, который пытались запретить. Рассказываем о других причинах его посмотреть
Новый фильм Павла Лунгина «Братство», посвященный Афганской войне, вызвал большой скандал: ветераны Афганистана и ряд чиновников сочли, что картина очерняет образ советского солдата, поэтому премьеру ленты было решено сдвинуть на 10 мая. Разбираемся, действительно ли это так и почему «Братство» все же стоит посмотреть.
Весна 1988-го года, советские войска готовятся оставить Афганистан. Два офицера разведки (Кирилл Пирогов и Федор Лавров, оба играют очень метко) выступают посредниками между советским генералом и афганским полевым командиром. Генерал (Виталий Кищенко, здорово изображающий то, как волевой герой осознает свою беспомощность) намерен разбомбить целый поселок, чтобы никто не мешал проходу его дивизии через ущелье. Но в плену у врага оказывается его сын. А разведчики, уставшие от войны, - но в то же время не готовые с ней попрощаться - ищут дипломатическое решение проблемы. Тем временем в плен к афганцам попадает еще один наш — так что в сюжете назревает линия Жилина и Костылина.
На фоне этих перипетий готовятся к дембелю обычные солдаты и офицеры, которые здесь, в отличие от многих военных фильмов, интересно изображены и вместе, и по отдельности. И кажется, заслуги актеров здесь больше, чем сценарного дуэта Павла и Александра Лунгиных. Потому что сценарий то и дело использует запрещенные приемы. Например, заставляет одного героя дарить мальчику-афганцу деревянный кораблик. А другого — рвать на себе тельняшку и отправляться с криками гулять по минному полю. Но исключительные актерские работы — Александра Кузнецова, Олега Василькова и особенно Антона Момота — сглаживают эти углы. У малоизвестного пока Антона Момота и вовсе получился герой бодровской закалки — надломленный богатырь, о природе и судьбе которого еще долго думаешь после титров.
Главная претензия ветеранов Афганистана и примкнувших к ним чиновников к фильму заключается в том, что он очерняет образ советского солдата. И шума вокруг этого конфликта между художником и очевидцами было так много, что в какой-то момент даже критики поверили, будто бы корпорация Disney — отряд самоубийц, решивших выпустить перед Днем победы что-то крамольное. Опасения не подтвердились: какие-нибудь “Чистилище” и “Блокпост” обрушивались на армию гораздо яростнее. В “Братстве” есть всего несколько неуютных сцен. Это ограбление солдатами торговцев героином; драка между спецназом и пехотой; попытка разжиться видеомагнитофоном и попойка. А также — сейчас будет спойлер, и если он вам не нужен, то еще не поздно без потерь перейти к следующему абзацу — приказ из Москвы, выполнение которого равносильно предательству своих.