Брат мой, враг мой: почему враждуют братья и сестры?
Самый большой комплимент, который можно сделать другу или подруге, — «ты мне как брат», «ты мне как сестра». Но почему мы далеко не всегда испытываем те же теплые родственные чувства к реальным брату или сестре? Разобраться в сложных отношениях сиблингов поможет книга «Братья и сестры: миф и реальность» юнгианского аналитика Генри Абрамовича. Мы выбрали ключевые моменты.
С братьями и сестрами у нас особая связь, говорит Генри Абрамович. В детстве мы часто проводим с ними времени больше, чем с родителями, и наши отношения с ними обычно длятся дольше. В эпоху разводов и отчуждения сиблинговые связи зачастую — единственные по-настоящему длительные.
Порядок рождения детей, их борьба за свое место в семейной системе напрямую влияет на формирование их личности. У этой связи фундаментальное значение, хотя глубинная психология долгое время ее недооценивала.
От любви до ненависти
Вместе с тем отношения сиблингов очень сложны, очень эмоционально заряжены и противоречивы. Мы найдем здесь всю палитру эмоций от любви до ненависти, от привязанности до полного отчуждения.
Стивен Банк и Майкл Кан в ставшей классической книге «Сиблинговая связь» выделили несколько основных моделей таких отношений — от сотрудничества до соперничества, от полного слияния до предельной враждебности:
-
Близнецовое слияние: «Мы — как единое целое, мы одинаковые. Между нами нет никакой разницы».
-
Размытое соединение: «Я не знаю точно, кто я. Может быть, я могу быть таким, как ты».
-
Поклонение идеальному герою: «Я так тобой восхищаюсь, что хочу стать таким, как ты».
-
Взаимозависимость, преданное принятие: «Мы во многом с тобой похожи. Мы всегда должны заботиться друг о друге, несмотря на наши различия».
-
Динамическая независимость, конструктивная диалектика: «Мы похожи, но разные. Это сложная задача, дающая нам возможность роста».
-
Жесткая дифференцированность, поляризованное неприятие: «Ты так отличаешься от меня. Я не хочу от тебя зависеть, я не хочу стать таким, как ты».
-
Отречение, деидентификация: «Мы отличаемся друг от друга во всем. Я в тебе не нуждаюсь, ты мне не нравишься, и мне все равно, встретимся ли мы еще когда-нибудь».
Драма, если не трагедия в том, отмечает Абрамович, что слишком часто сиблинги занимают разные эмоциональные позиции друг к другу. Один может быть примером для идеализации, в то время как другой для первого — деидентификации.