Азиатские коммьюнити: быт, страх и надежды их представителей

Правила жизниКультура

Азиатские сообщества в Москве

Записали Дарья Андрюшина / Сергей Зуев / Алина Халзагарова / Александр Кувшинников / Степан Костецкий / Егор Ткачев

По разным оценкам, в Москве постоянно проживают от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч выходцев из Азии – Китая, Вьетнама, Индии и других стран. Одни из них приехали недавно, другие – десятилетия назад, и здесь, уже в другой культуре, выросло не одно поколение их детей. Они работают за прилавками и в крупных корпорациях, снимают комнаты в общежитиях и покупают дорогие апартаменты, бережно чтут традиции или адаптируют их под другое время и место. Чаще всего их связывает сообщество, которое поможет, устроит и проследит, чтобы человек не уходил от своих корней слишком далеко.

В попытке выяснить, есть ли будущее у России в Азии, редакция «Правил жизни» изучает, чем живет Азия в Москве, и проводит несколько дней с представителями крупнейших комьюнити, документируя их быт, привычки, страхи и надежды.

Вьетнам

Репортаж о жизни вьетнамского сообщества в Москве, в котором разъясняются приметы, касающиеся рыб; а также присутствуют драматический футбольный поединок и визит в скрытый от посторонних глаз буддистский храм.

Если два азиата встречаются в Москве – первое, что они друг у друга спрашивают, это: «У тебя дома рыбки или рояль?».

Хоанг Иен – 24 года. Мы идем по третьему этажу ТЦ «Ханой – Москва», расположенного на Ярославском шоссе. На первом этаже продают привезенные из Вьетнама и соседних стран продукты, на втором – одежду. Третий этаж занимает стандартный для торговых центров ресторанный дворик – но здесь нет ни одного сетевого заведения. Только вьетнамские лавки, с не всегда удачно переведенным на русский язык меню.

В одной из лавок работает Фам Ньы Куинь, сестра Хоанг. Каждый день она и ее помощники готовят около 600 булочек бань-бао (паровые булочки с яйцом, фаршем и лапшой. – «Правила жизни») для всех вьетнамских заведений Москвы.

«В моей семье человек восемьдесят. Сестра готовит лучше всех», – говорит Хоанг. За стойкой лавки – аквариум с карпами кои. «Кои – к удаче».

Пока мы ждем бань-бао, Хоанг продолжает: «Все вьетнамские кафе Москвы – за одним исключением – принадлежат вьетнамцам». Вьетнамская диаспора в Москве достаточно небольшая – всего около двадцати тысяч человек. Внутри комьюнити люди стараются приглядывать друг за другом, вместе отмечают национальные праздники, летом следят за вьетнамским футбольным турниром – на первенство в Москву съезжаются национальные клубы со всей России. Если вьетнамец приезжает в Россию, в диаспоре найдут ему работу – чаще всего на кухне или в торговле. Реже – если речь о специалисте со знанием языков – ему помогают найти работу в крупной компании.

Хоанг занимается маркетингом. «Ты можешь освоить любую профессию, но родители считают, что сначала нужно получить базовое образование. Базовых образований у азиатов три: медицинское, юридическое или экономическое. Я учусь на юриста».

За едой я расспрашиваю девушку о детстве и семье. Она на секунду задумывается. «Если вам, русским, рассказать об азиатском детстве – вас это напугает. Нас воспитывают довольно строго. Могут поставить на горох, могут макнуть головой в унитаз».

Прожив в Москве достаточно долго, начинаешь с легкостью определять человека, который посещал психотерапевта. Для человека, которого в детстве ставили на горох, Хоанг рассуждает адекватно и рационально. Я делюсь с ней этим соображением. «Мы проще относимся к тому, как нас воспитывают, нежели европейцы. Нужно добавить, что я никогда ни в чем не нуждалась. Родители смогли дать мне музыкальное и художественное образование, всегда посещали мои концерты и родительские собрания. И, честно, я не знаю, кем бы я выросла, если бы мною не занимались».

***

Родители Хоанг попали в Москву в 1993-м. Отец – военный, приехал по службе. Мама – вместе с ним.

«Я выросла в маленькой деревне в горах, – рассказывает мама Хоанг, – еще со средней школы читала много книг и газет. Одна из самых красивых газет в то время во Вьетнаме была о Советском Союзе. Ни одно другое издание не было оформлено так хорошо. Там было много фотографий о том, как здесь живется, дивный новый мир. СССР казался очень богатым и самодостаточным, сильным государством, в котором все до единого граждане – культурные и образованные. И вот мужа позвали по службе, а он прихватил меня. Не хотела бы ехать – могла бы и другого найти. Но мне было интересно, каково это – жить в Москве.

Конечно, когда мы приехали, СССР уже распался, и Москва была совсем не той, про которую я читала в детстве. Но дух Союза еще ощущался. Как говорят русские, я из девушек, которых вывезли из деревни, а вот деревню из меня – забыли. Помню, мой муж переживал, что я могу выйти из дома в домашних тапочках или сесть на корточки в любом месте в любое время – он долго за этим следил, и пришлось отучаться. Все вокруг были другими – красивыми и статусными, и мне хотелось соответствовать.

Москва оказалась не такой, как в книгах. Я много читала произведений русской литературы, переведенной на вьетнамский, например, Достоевского. Тверская улица в 1990-х не была такой яркой, как сейчас и как ее описывали в книгах. Помню, в то время там можно было встретить девушек с желтым билетом. И еще меня удивляло, что в такой культурной стране, как Россия, оказалось так много воришек. Это меня огорчало.

Я до сих пор плохо говорю по-русски, но несмотря на это меня все понимают, и я всех понимаю. В отличие от китайцев или корейцев, с русскими куда легче общаться. Можно спросить дорогу или попросить помощи. Русские дружелюбные люди. Многие со мной не согласятся – но это дело случая. Я многих повстречала за 30 лет жизни здесь, но ни разу не видела плохих соседей. Да, здесь многие мыслят стереотипами, могут сказать: «Возвращайтесь туда, откуда приехали». Но я себя в обиду не даю.

Считается, что вьетнамцы очень трудолюбивые, усерднее русских. Я думаю, что это так. Мы привыкли приходить на работу рано и до обеда не выходить на перекур, не болтать с коллегами за чашкой кофе. Нас связывают культурные традиции, важные праздники – праздник осени, поминки родителей, Новый год по лунному календарю. Остальное по желанию. И жить в России по лунному календарю сложнее, чем во Вьетнаме».

Вместе с Хоанг и фотографом мы приехали в один из московских апарт-отелей. Сегодня азиатское комьюнити отмечает праздник середины осени. На верхнем этаже – буддистский храм. Мы снимаем обувь и проходим внутрь. В длинном зале, в конце которого стоит статуя Будды золотого цвета, еще никого нет: мы приехали достаточно рано. Рядами разложены молитвенники. Я спрашиваю у Хоанг, что в них написано: «Это древневьетнамский, я не знаю его». Вокруг статуи Будды стопками разложены коробки с печеньем, шоколадки, фрукты, бутылки воды. Это подношения – по окончании праздника их раздадут нуждающимся. В какой-то момент нас замечает настоятельница храма. Невысокая женщина средних лет в церемониальной одежде с легкой улыбкой складывает ладони и слегка кланяется нам, а затем заговаривает с Хоанг. Настоятельница не меняет ни интонации, ни выражения лица, но я замечаю, что Хоанг мрачнеет. «Нас просят уйти», – сообщает она, когда настоятельница заканчивает свою речь. Пока мы идем к выходу, я спрашиваю, о чем шла речь. «Она упрекала меня, что я привела в храм посторонних. Говорила, что незнание правил храма равно незнанию собственной культуры, и добавила, что я буду носить этот грех, пока не исповедуюсь. А ничего, что весь юг Вьетнама – католики, которые никогда не зайдут в буддистский храм».

В пятистах метрах от площади Трех вокзалов есть белое двухэтажное здание с вывеской VietPlus – небольшой вьетнамский ресторан. В пятницу в семь вечера большинство столов еще пусты. На стенах – фотографии древних восточных храмов, повсюду экзотические растения, за двухметровой пальмой статуя Будды. Мягкие диваны, четырехместные деревянные столы, стеклянные люстры, между ними – диско-шар. И он здесь неспроста: сюда приходят не только поесть, но и попеть. До закрытия во VietPlus работает оборудованный для караоке зал. Чаще всего его арендуют большие компании, и особенно любят молодые мужчины. «Они веселые, веселее женщин, поют и танцуют», – рассказывает один из сотрудников ресторана.

Логотип VietPlus красуется и на темно-синей футбольной форме любительской команды Hanoi, лидирующей в одной из московских лиг непрофессионального футбола. Вечером воскресенья вьетнамцы собираются на футбольном поле на Красной Пресне и готовятся к очередному матчу. Накрапывает мелкий дождь.

«Мы с детства играем в футбол, – рассказывает Туан Ань, капитан команды. – Многие родились в России, окончили школу и университет, но всегда собирались здесь по выходным. Мы уже десять лет играем, когда начинали, я еще учился в университете, многие постарели. Но и новички приезжают до сих пор».

«Вот новые ребята, наш молодняк, – Ань показывает на идущих к полю худощавых юношей в очках. – В основном тут обрусевшие ребята. Но между собой мы говорим на вьетнамском. Корни мы не забываем – такой менталитет, все, кто живут в Москве, пару раз в год ездят навещать родных».

Игра идет напряженно. В прошлом сезоне Hanoi набрали мало очков, в этом – возглавляют турнирную таблицу. Вьетнамцы перебрасываются короткими фразами и выглядят увереннее и собраннее соперников – московской «Инвольты». К концу первого тайма у них получается забить дважды и ни разу не пропустить. Противники теряют терпение – игроки и группа поддержки ругаются.

У кромки поля под зонтиком стоит пожилой вьетнамец. С собой у него маленький рюкзак, из которого он периодически достает термос с чаем, чтобы согреться. Его зовут Ле, он отец молодого полузащитника «Ханоя». Ле часто приходит на игры сына. Рядом с ним молодая девушка – под десятым номером играет ее бойфренд. Она смотрит не отрываясь.

«Почему стоишь? Куда торопишься? Ну что это за обработка! Ниже играй», – досадуя на сына, выкрикивает на русском Ле. Он явно переживает за ход игры и становится все эмоциональнее по мере того, как «Ханой» теряет инициативу и во втором тайме пропускает три гола – последний прямо перед финальным свистком. Возмущенный результатом, Ле бросает короткую реплику – уже на вьетнамском – и уходит, не дожидаясь сына из раздевалки.

«Ханой» теряет лидерство в дивизионе. Спортсмены ожесточенно спорят, и даже без знания языка мне становится понятно, что в выражениях они не стесняются. Они на мгновение прерываются, чтобы сделать совместную фотографию. И показывают в камеру поднятые вверх большие пальцы.

***

Мама Хоанг живет в Беговом районе. Это довольно далеко от проспекта Мира, где в основном живет вьетнамская диаспора. «Чувство общности у вьетнамцев очень сильное, мы всегда друг за друга стоим горой. Если кто-то живет в сообществе и делает что-то против общего мнения, то становится мишенью для пересудов, колких комментариев, упреков», – говорит она. «Я не живу в сообществе, но все еще тесно общаюсь со своими. Вьетнамцы очень дружны и постоянно ходят друг к другу в гости. И поэтому если у тебя дома однажды кто-то увидел незастеленную кровать, тебе все кости перемоют. Это очень неприятно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в осьминога Игра в осьминога

Разбираемся в философской подоплеке секса с куклами и грибами

Правила жизни
Менопауза Менопауза

Один из главных непредсказуемых периодов в жизни женщины – наступление менопаузы

Здоровье
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Елизавета Чаленко: «Каждый проект – это возможность использовать машину времени и окунуться в другую эпоху» Елизавета Чаленко: «Каждый проект – это возможность использовать машину времени и окунуться в другую эпоху»

О встрече с Брэдом Питтом и фильмах, которые помогают обрести равновесие

Grazia
Мангалорец Мангалорец

Самые странные, дикие и нелепые примеры русско-азиатской культурной интеграции

Правила жизни
Хабенский-Каренин и «Сын» Бутусова: как прошла «Золотая маска» в Красноярске Хабенский-Каренин и «Сын» Бутусова: как прошла «Золотая маска» в Красноярске

Пять спектаклей из Москвы и Новосибирска привезла «Золотая Маска» в Красноярск

СНОБ
Достаточно хорошие Достаточно хорошие

В нагрузку к ребенку родителям достается целый воз ожиданий

Psychologies
Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле

Фильм ужасов «Заклятие» считается одним из самых страшных в истории жанра

VOICE
2007 год 2007 год

Выбор преемника, столица против провинции, «замкадье» и Мюнхенская речь Путина

Esquire
Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы

Как распознать аксиальный спондилоартрит?

Psychologies
Как узнать авангардиста. Чек-лист Как узнать авангардиста. Чек-лист

Чем авангард и авангардисты отличаются от других направлений в искусстве

СНОБ
«Исчезнуть — и позволить этому быть»: чему учит новый роман Виктора Пелевина «KGBT+» «Исчезнуть — и позволить этому быть»: чему учит новый роман Виктора Пелевина «KGBT+»

Почему «KGBT+» Виктора Пелевина вышел как нельзя вовремя

Forbes
Как человечество закурило: международная история одной зависимости Как человечество закурило: международная история одной зависимости

Как же мы закурили — и когда?

Правила жизни
6 недостатков, которые притягивают уважение и любовь 6 недостатков, которые притягивают уважение и любовь

Недостатки — важная для индивидуальности часть вашей личности, как и достоинства

Psychologies
Когда близкий болен: как убедить пожилого родственника принять помощь Когда близкий болен: как убедить пожилого родственника принять помощь

Как найти с пожилыми родственниками общий язык и убедить принять заботу

Psychologies
Как продолжать верить в себя в трудные времена: мнение психоаналитика Как продолжать верить в себя в трудные времена: мнение психоаналитика

Как научиться иначе смотреть на свои способности и возможности

Psychologies
Испуг, страх, тревога и тревожность: чем они отличаются? Испуг, страх, тревога и тревожность: чем они отличаются?

Что отличает испуг и страх? Как отличить здоровую тревогу от нездоровой?

Psychologies
Почему Сталин наградил румынского короля, который был союзником Гитлера Почему Сталин наградил румынского короля, который был союзником Гитлера

В Москве короля Михаила I называли "комсомольским королем"

ТехИнсайдер
Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища

Ученые попытались понять, как много звездных "трупов" усеивает космос

ТехИнсайдер
В 30, 40 и 50: какие вещи можно оставить, а какие выбросить в разном возрасте В 30, 40 и 50: какие вещи можно оставить, а какие выбросить в разном возрасте

Есть ли возрастные границы у разных предметов гардероба?

VOICE
Пустые миры Пустые миры

Бездны космоса. Удивительные пустыни планет

Вокруг света
Профицит свекловичных гранул Профицит свекловичных гранул

Внутреннему рынку грозит избыток жома

Агроинвестор
Лучше не станет, а время уйдет: почему не надо пытаться сохранять отношения Лучше не станет, а время уйдет: почему не надо пытаться сохранять отношения

"Работа над отношениями" — женская задача

VOICE
Как поставить пароль на компьютер: несколько способов для разных ОС Как поставить пароль на компьютер: несколько способов для разных ОС

Как поставить пароль на компьютер с разными версиями Windows

CHIP
Плакать нормально: почему бессилие в травматичной ситуации — это по-взрослому Плакать нормально: почему бессилие в травматичной ситуации — это по-взрослому

Почему плакать и горевать — это важно и нормально

Psychologies
15 фактов о котах, которые ты, скорее всего, не знал 15 фактов о котах, которые ты, скорее всего, не знал

Котофактные данные, которые пушистые животные сами ни за что тебе не расскажут

Maxim
У каждого свой Эверест: как опыт восхождений в горы помогает в бизнесе и жизни У каждого свой Эверест: как опыт восхождений в горы помогает в бизнесе и жизни

Отрывок из книги Сергея Кофанова «У каждого свой Эверест»

Forbes
Почти пирожное Почти пирожное

Фрукты и ягоды с самым высоким содержанием сахара

Лиза
Блондинка без прикрас: за что все так ненавидят фильм про Мэрилин Монро Блондинка без прикрас: за что все так ненавидят фильм про Мэрилин Монро

Почему байопик о Мэрилин Монро заставил дрожать от гнева критиков?

VOICE
Как научиться у ребенка тайм-менеджменту Как научиться у ребенка тайм-менеджменту

Могут ли дети научить нас все успевать?

Psychologies
Открыть в приложении