Большое яблоко: история московского агентства недвижимости, которое меняет рынок
В 2008 году, в самый разгар мирового экономического кризиса, когда девелоперы банкротились, а рынок недвижимости упал на 35%, бывший букмекер и риэлтор Данила Савченко открывает агентство недвижимости. Это звучит как начало истории большого провала. Однако его компания Apple Real Estate работает уже 14 лет и за это время совершила 8,5 тыс. сделок. Данила рассказал Inc., почему продажи в недвижимости не самое главное и что общего в работе агента по недвижимости и букмекера.
Золотое время недвижимости
До 20 лет я жил с родителями в однокомнатной квартире в Балашихе, где спал на кухне. Когда пошёл учиться, то познакомился с другой Москвой, увидел, что можно жить иначе, и начал работать.
До начала работы с недвижимостью я работал в букмекерской конторе на Новом Арбате и принимал ставки на спорт. В то время это происходило ещё офлайн, когда люди приходили с наличными деньгами, смотрели матчи и делали ставки.
Apple Real Estate в цифрах
- 54 млн* руб. — выручка за 2021 год
- 5,35 млн* руб. — чистая прибыль за 2021 год
- 100 тыс. руб. — стартовый капитал
- 14 лет — на рынке
- 80 человек — в команде
- 8,5 тыс. — сделок
- 30 — зарубежных корпораций партнеров
- 1177 — объектов в недвижимости в работе
- 9 тыс. — входящих звонков в месяц обрабатывают агенты
*по данным справочно-аналитической системы СПАРК
В букмекерской конторе перспектив хорошего заработка не было, поэтому я сменил сферу деятельности. В 2003 году рынок недвижимости рос, риэлторов и брокеров становилось всё больше и я стал одним из них, устроившись в крупное агентство недвижимости МИАН с большим 7-этажным офисом на Красной Пресне.
Я хорошо знал английский язык, поэтому спустя три года меня пригласили работать в международную компанию Crown Relocations. Я сопровождал экспатов во время их релокации в Россию: топ-менеджмент, глав зарубежных компаний и сотрудников посольств. Это был не просто поиск жилья, а полное сопровождение.
Экспаты не знают русской культуры, ничего не знают о городе, поэтому агенты сопровождали их в первое время жизни в Москве: подбирали школы для детей, рассказывали об инфраструктуре, объясняли, как пользоваться метро, показывали, где и какие магазины и международные клиники, где живут другие экспаты и какие есть комьюнити.
Сейчас такие вещи легко «гуглятся», есть форумы, материалы для иностранцев, сориентироваться просто, но в начале двухтысячных Россия была сложным направлением для экспатов. Помощь в их адаптации была обязательна.
Работа агентом на тот момент была созвучна для меня с работой в букмекерской конторе, потому что там тоже очень много зависело от везения. В начале 2000-х на сайтах не было фотографий объектов, были только их текстовые описания, каждый показ квартиры был похож на ставку: только когда собственник открывал двери, становилось понятно, повезёт тебе сегодня совершить сделку или нет.
В то время топ-менеджмент представительств больших корпораций состоял в основном из экспатов. В России было мало обученных и профессиональных управленцев. Также зарубежные компании пугал уровень коррупции в стране, поэтому они отправляли сюда по контракту своих менеджеров.