Есть одна область, в которой импортозамещение реально сработало

ForbesДизайн

Богатый внутренний мир: как молодые российские дизайнеры ломают наши стереотипы об интерьере

Говорят, в России нет предметного дизайна: максимум, на что мы способны, — кустарно скрестить друг с другом предметы народного промысла и все это расписать гжелью. Однако новое поколение российских дизайнеров, кажется, всерьез решило разрушить этот миф

Евгения Микулина

imb_7097_kopiya.jpg__1571320798__79734.jpg
Фото из архива пресс-служб / Светильник «Лемех», Элина Туктамишева

Можно сколько угодно спорить о том, навредило ли России «импортозамещение» в сфере сельского хозяйства и в прочих важных отраслях. Но есть одна область, в которой импортозамещение реально сработало. Область маленькая в масштабах человечества, но важная для повседневной жизни человека. Это дизайн и производство предметов интерьера (и оформление интерьеров в целом). За период с 2014 года, когда многие иностранные компании, поставлявшие в Россию дизайнерскую продукцию, сдали позиции, бизнес, связанный с местным производством предметов интерьера, существенно прибавил и в объемах, и в качестве.

Звучит скучно и непонятно. Какое это имеет отношение к красивому и творческому слову «дизайн»? Дизайнеры — это же такие яркие, креативные люди (мужчины в черном, дамы в декольте), ведущие инстаграмы о свежих тенденциях в области всего, обсуждающие цвет сезона «живой коралл», делающие селфи своих лоферов и лодочек на фоне свежезалитого бетона, ездящие в Милан и Париж за вдохновением и на выставки брендовой мебели и входящие в узкий круг представителей «100 лучших в профессии». На самом деле у этой нарядной жизни, как и у всякой другой, есть жесткая экономическая основа: огромную роль в успехе дизайнерской работы играют способы добычи того, чем интерьеры наполняются, то есть материалов, мебели, светильников и аксессуаров. Дизайнеры живут не только за счет гонораров от клиентов. Многие из них получают откаты от поставщиков: некоторую мзду за то, что приводят клиента именно в этот магазин, а не в другой. Многие дизайнеры, помимо предложений по стилю и архитектурным решениям, представляют клиенту услугу «комплектации» — закупки для них всего необходимого для проекта напрямую у поставщиков, минуя розничных дилеров. Так исторически сложилось еще 20 лет назад, когда на заре формирования интерьерного рынка России и в момент экономического кризиса обе эти практики здорово «тряхнуло». Многие иностранные марки с российского рынка просто ушли, как американская сеть Crate & Barrel, например, или десятки мелких итальянских производств, чья продукция, резко подорожавшая из-за курса евро, потеряла для российского покупателя привлекательность. Однако людям, делающим в России ремонты разного уровня стоимости и качества, все равно нужны были предметы интерьера. Нижний сегмент рынка закрыли строительные магазины вроде «Леруа Мерлен» и незаменимая ИКЕА. Верхний сегмент продолжил покупать европейские бренды, несмотря на увеличение цены. А вот средний сегмент, которого в сфере дизайна интерьера становится все больше (множество проектов сегодня делается в небольших квартирах, часть из них предназначена под сдачу и делается, соответственно, достаточно экономно), нужно было чем-то комплектовать. И вот тут настал звездный час для российских мебельных производств. И, естественно, русских «предметных» дизайнеров — людей, которые проектируют именно мебель и свет, а не интерьеры в целом.

Светильник Hawking, Игорь Куркин, «Мастерская ARTVIVO»

Оказалось, что за 20 лет развития интерьерного рынка в России поднакопилось значительное количество производств, которые способны выдать на-гора предметы нужного качества, в нужных количествах и с соблюдением нужных сроков. Вопрос только в том, как выглядит эта продукция и насколько она соответствует международным, скажем так, представлениям о прекрасном. И наличие приличной «материальной базы» (качественных производств) как раз и обеспечило русским предметным дизайнерам возможность развернуться.

Тумбочка, Тарас Желтышев, Mrs Ruby

Здесь нужно сделать небольшое отступление и пояснить, что из себя вообще представляет фигура предметного дизайнера. Это профессия на стыке искусства и инженерного дела (напоминаем, to design означает «проектировать»): дизайнер должен не только придумать красивый и удобный предмет, но и разработать вместе с производителем технологию и экономику того, как он создается. До наступления эпохи промышленного производства ни о каких «предметных дизайнерах» речи не было — были просто краснодеревщики, делавшие прекрасные штучные вещи, как великий француз Андре-Шарль Буль. Затем сначала Чиппендейл, а потом братья Тонет сделали производство мебели массовым, но их имена были лишь обозначением бренда, но не авторства предметов. Фигура дизайнера возникла в мебельном деле на рубеже XIX и XX веков, в эпоху ар-нуво: персонажи вроде Уильяма Морриса в Англии и Жака Эмиля Рульмана во Франции громко заявляли о своем авторском видении вещей и таким образом протестовали против обезличенного промышленного дизайна. Но, как ни парадоксально, чем более индустриальным становилось производство, тем большее значение приобретали

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Счастлива с очередной попытки: мужчины самой богатой актрисы Скарлетт Йоханссон Счастлива с очередной попытки: мужчины самой богатой актрисы Скарлетт Йоханссон

Скарлетт Йоханссон возглавила список самых высокооплачиваемых актрис

Cosmopolitan
То Ли еще будет То Ли еще будет

Австралийская топ-модель Эбби Ли покоряет Голливуд

Vogue
Но вы держитесь Но вы держитесь

Как оттолкнуться от дна и извлечь выгоду в тяжелые времена

GQ
Мужской клуб. Как женщина-оператор смогла добиться успеха в Голливуде Мужской клуб. Как женщина-оператор смогла добиться успеха в Голливуде

В кинопроизводстве в Голливуде занято поразительно мало женщин

Forbes
Это нужно знать: 6 главных проблем клеммников WAGO Это нужно знать: 6 главных проблем клеммников WAGO

У клеммников WAGO достаточно недостатков, и вот главные из них

CHIP
Продукты, вредные для эмали! Продукты, вредные для эмали!

Зубная эмаль обеспечивает защиту зубов, но многие продукты вредны для неё

Здоровье
Памятник товарищу Радищеву Памятник товарищу Радищеву

12 апреля 1918 года Ленин подписал декрет Совнаркома «О памятниках республики»

Дилетант
«Нарисуйте себя там, где хотите быть»: как добились успеха гендиректор Gett и основатель «Нетологии» «Нарисуйте себя там, где хотите быть»: как добились успеха гендиректор Gett и основатель «Нетологии»

Советы бизнесменам от глав двух молодых высокотехнологичных компаний

Forbes
14 бизнесменов и менеджеров, которые создают российский киберспорт 14 бизнесменов и менеджеров, которые создают российский киберспорт

Предприниматели и менеджеры, от зависит развитие киберспорта в СНГ

Forbes
Приложения принимаются Приложения принимаются

На что способны приложения для смартфонов, когда речь идет о моде?

Grazia
Движение к ленточке Движение к ленточке

Тейпирование - метод, сохраняющий лечебный эффект мануальной терапии

Здоровье
$19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне $19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне

Кениец Элиуд Кипчоге — первый человек, пробежавший марафон быстрее двух часов

Forbes
Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел

Больше 40% людей в России испытывают стресс, связанный с работой

СНОБ
«Идет быстрый процесс разрушения созданного за 15 лет»: как Россия создает аналог «Википедии» «Идет быстрый процесс разрушения созданного за 15 лет»: как Россия создает аналог «Википедии»

В России уже пять лет пытаются создать русский аналог «Википедии»

Forbes
«Круто ты попал на ТВ»: звезды, которые родили в прямом эфире «Круто ты попал на ТВ»: звезды, которые родили в прямом эфире

Редакция Cosmo решила вспомнить звезд, которые отважились рожать на камеру

Cosmopolitan
Без пробелов. Презентация нового Mercedes-Benz GLB Без пробелов. Презентация нового Mercedes-Benz GLB

Знакомство с новым и первым в своём роде кроссовером Mercedes-Benz GLB

4x4 Club
От обезличенности к уюту: как будет выглядеть офис будущего От обезличенности к уюту: как будет выглядеть офис будущего

Анастасия Колчина размышляет о будущем работы и подходящем для нее пространстве

Forbes
Как по нотам Как по нотам

К осеннему сезону бренды представили новые версии парфюмерных хитов

Grazia
В мире Чулпан В мире Чулпан

Чулпан Хаматова исполнила главную роль в сериале «Зулейха открывает глаза»

Домашний Очаг
Дебютантки 2019 Дебютантки 2019

Тринадцать будущих героинь «Татлера»

Tatler
«Умный, но ленивый»: зачем школьнику быть лентяем «Умный, но ленивый»: зачем школьнику быть лентяем

Ленивых детей не бывает, лень — это всегда маска, защитная реакция

Psychologies
Кто в пальто? Кто в пальто?

В том, что мир сегодня не такой, как вчера, уже никто не сомневается

Grazia
Топ-9 продуктов для роста волос на голове (+ список нужных добавок и привычек) Топ-9 продуктов для роста волос на голове (+ список нужных добавок и привычек)

Объясняем, как растут волосы и какие привычки помогают им расти быстрее

Playboy
От большого к малому От большого к малому

Если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других

РБК
Чизкейк как голая эмоция: читаем рассказ Павла Селукова Чизкейк как голая эмоция: читаем рассказ Павла Селукова

Рассказ из сборника Павла Селукова «Добыть Тарковского»

РБК
Эффект «уставшей» тарелки: как предупредить психосоматические заболевания Эффект «уставшей» тарелки: как предупредить психосоматические заболевания

Можно ли избежать физических недугов, вызванных психологической травмой

Psychologies
«Инвестировать в стартапы как воспитывать детей». Правила бизнеса основателя фонда Sequoia Capital «Инвестировать в стартапы как воспитывать детей». Правила бизнеса основателя фонда Sequoia Capital

Что Дон Валентайн говорил о бизнесе и венчурных инвестициях в разные годы

Forbes
Нет у революции конца Нет у революции конца

Новый индустриальный переворот будет серьезно отличаться от всех предыдущих

РБК
Доходный дрифт: как автодорожное хулиганство превратилось в бизнес на миллионы долларов Доходный дрифт: как автодорожное хулиганство превратилось в бизнес на миллионы долларов

Дмитрий Добровольский считал дрифт издевательством над серьезным автоспортом

Forbes
Злобный ЗОЖ: почему страху и чувству вины не место в оздоровлении Злобный ЗОЖ: почему страху и чувству вины не место в оздоровлении

ЗОЖ ассоциируется с позитивной картиной, но негатива в нем больше, чем кажется

Psychologies
Открыть в приложении