Безумно богатые русские: как олигархи объясняют свой успех талантом, умом и генетикой
Специалистка по русским олигархам Элизабет Шимпфессль 15 лет брала у них, их знакомых и их сотрудников глубинные интервью, чтобы выяснить, как богатейшие бизнесмены видят себя в окружающей реальности, чем объясняют легитимность своего богатства, почему занимаются благотворительностью и как относятся к своим женам и детям. И вот что ей удалось узнать
Австрийская исследовательница Элизабет Шимпфессль преподает социологию в Астонском университете и с 2009 года живет в Лондоне. Объектом ее научного интереса на протяжении последних лет были российские олигархи, чьим ареалом обитания в эти годы была британская столица. Шимпфессль провела сотни бесед с российскими миллиардерами и их приближенными в попытке понять, какими психологическими и этическими характеристиками обладает социальная группа «богатейшие люди России».
В международных СМИ Шимпфессль называют «знатоком России» и «экспертом по России», а в 2022 году ее экспертные знания стали особенно востребованы. C февраля ей пришлось уже дать не одно интервью, в которых она рассказывает о мотивах, роли и степени влияния российских олигархов на политику страны.
В ноябре на русском языке в издательстве Individuum выходит книга Шимпфессль «Безумно богатые русские. От олигархов к новой буржуазии». Книга исследует мировоззрение очень богатых россиян и пытается найти ответы на такие вопросы: какие стратегии используют богатые русские, обретая буржуазные привычки и вкусы? Как они обосновывают свое привилегированное положение в современном российском обществе с его ярко выраженным социальным неравенством? Как они воспитывают чувство легитимности у своих детей, которым в скором времени предстоит унаследовать их огромные состояния?
В предисловии к изданию 2022 года автор пишет: «Российские олигархи явно не относятся к тем, кто пострадал [от событий 2022 года] сильнее всех, и тем не менее новое издание книги о богатых русских было бы неполноценным без оценки их текущего положения — и без размышлений о том, как новая ситуация повлияет на их отношения с Западом и что это может означать для будущего российского «денежного класса». Там же она рассказывает о назревающем в семьях подвергшихся санкциям олигархов «бабьем бунте» («дети бунтуют, жены бунтуют») и прогнозирует, что «крестовый поход» Запада против российских олигархов может оказаться краткосрочным. Forbes публикует отрывок из книги.
Наследие 1990-х
«Советская пропаганда утверждала, что при капитализме богатство небольшой горстки людей («акул капитализма») достигается исключительно за счет лишений большинства. Суровая реальность 1990-х годов, в которой торжествовал принцип «Человек человеку волк», подтвердила правоту этой пропагандистской мантры. В отличие от Запада, где буржуазия с начала XIX века активно занималась развитием промышленности, в России капиталистическое накопление 1990-х сопровождалось снижением ВВП, сократившегося с 1990-го по 1997 год в два раза. Становление российского капитализма было ознаменовано резким падением уровня жизни простых граждан и самым стремительным в человеческой истории формированием новой богатой элиты.
Бывшая журналистка Financial Times Христя Фриланд на протяжении того десятилетия непосредственно наблюдала, как первые олигархи накапливали свое богатство. По ее словам, «эти шестеро искренне верили в то, что победили в жестокой капиталистической конкуренции 1990-х годов благодаря тому, что они — самые могучие, умные и смелые мужчины не только во всей стране, но и, вероятно, во всем мире». Они считали своими сильными сторонами умение «чуять» открывающиеся возможности, упорство и решимость в достижении целей, а также готовность идти на риски.
Как с гордостью сказал Фриланд тогдашний олигарх Михаил Ходорковский (признан иноагентом): «Мы все рисковали, чтобы добиться того, чего мы добились. Просто не каждый способен так рисковать». В его следующем комментарии скрытая нота самолюбования звучала еще сильнее: «Если человек не олигарх, с ним что-то не так. У всех были одинаковые стартовые условия, каждый мог сделать то же самое, что и мы».
В то время Ходорковский был уверен, что его успех оправдывает все, в том числе презрительное отношение к верховенству закона и простым россиянам. Но после 10 лет тюрьмы он публично признал, что несет значительную долю личной ответственности за сложившуюся в России политическую ситуацию, поскольку в 1990-е годы отдавал приоритет проведению экономических реформ за счет социального благополучия населения.