Б — благоустройство: какие новые слова мы выучили в Москве за последние 10 лет
Все выходные 7-9 сентября Москва отмечает день города и 872-летие с момента своего появления. Специально для Forbes Life архитектурный критик и директор Института Модернизма Ольга Казакова составила словарь новых терминов, которые мы выучили благодаря столице за последние 10 лет.
Б — благоусройство
В июле 2014 Мэр объявляет запуск «Моей улицы»: комплексной программы благоустройства с приоритетом на расширение тротуаров, озеленение, реставрацию фасадов и возвращение деревьев на Тверскую и Садовое. Знаковые пространства реализованы в рамках первой части программы в 2016: голландец Адриана Гезе на Тверской и бюро Topotek 1 на Новом Арбате. В 2017-м реализуется вторая часть двухгодичной программы «Моя улица» — Тверская застава от Андриана Гезе и Хохловской площади от Ирен Джао-Ракитин. С 2015 по 2017 год на улицах появилось 7000 лип, яблонь, различных плодовых растений, по данным мэрии, теперь на улицах скапливается до 70% меньше пыли. По ощущениям же москвичей, строительная пыль вошла в привычный состав воздуха, звуки строительной техники стали привычным фоном, а при выезде загород впору вешать статус «как будто чего-то не хватает».
По подсчетам «Медузы», за семь лет мэрия Москвы потратила на благоустройство улиц и парков более 189 миллиардов рублей, из этой суммы почти половину — в 2017 году.
В — Выделенка
Выделенные полосы для общественного транспорта, или в просторечье «выделенки» стали частью разработанного под руководством Сергея Собянина в 2010 году плана «Город, удобный для жизни». К 2019 году общая протяженность «выделенок» в составила 241 км. По официальным данным, это позволило увеличить на 15–30 % скорость движения автобусов, трамваев и троллейбусов, а число аварий аварий с участием общественного транспорта сократилось по данным Мэрии на 28,5 %. Стоимость одной поездки на автобусе выросла с 20 рублей в 2009 году до 38 рублей. Автомобилисты в пробках «выделенки» в основном клянут, но постепенно привыкают, те, кто часто пользуется общественным транспортом — скорее за.
В — велодорожки
В сентябре 2011 года Столичное правительство создаёт специальную рабочую группу по развитию велотранспорта в Москве, а в мае 2013 Департамент транспорта вместе с «Банком Москвы» начал устанавливать станции общественного велопроката. Три тестовых пункта появились в районе Цветного бульвара; автомобилисты и пешеходы начинают привыкать к двухколесному транспорту. К 2019 году Москва, конечно, в Амстердам не превратилась, но велосипедисты в городе стали обыденностью. В 2017–2019 гг на велопрокат было запланировавно потратить 634 млн руб., что почти на 200 млн больше, чем в предыдущие три года. В 2018 году к велосипедам прибавились электросамокаты, и открылись 25 пунктов их проката.
К — Креативные музеи
Любовь к креативным кластерам страна точно переняла от Москвы — пионерами в 2008 и 2007 году были коммерческие центры современного искусства «Гараж» и «Винзавод». Музейно-художественные инициативы задают новый стандарт выставочного пространства, где есть кафе, библиотека и минимум лекторий. Вслед за коммерческими проектами модернизируются и государственные музеи: с новым руководством Третьяковская галерея и Пушкинский бьют рекорды посещаемости (очередь на выставку Серова в 2016 году составляет 1,5 тыс человек). Главные стройки города — в мире музеев: «Гараж» из Бахметьевского депо переезжает в постоянный дом в Парке Горького, бывший ресторан «Времена года», который реставрирует ни много ни мало знаменитый голландский архитектор Рем Колхас (заявленный бюджет — 27 миллионов долларов). В конкурсе на переустройство Политехнического музея выигрывает Шигеру Бан, бюджет реконструкции баснословный (начинался с 9,8 млрд руб, к 2019 окончательная сумма достигла уже 13,4 млрд). Переустройство Парка Горького (см. парки) происходит параллельно с планами по переезд музея «Гараж» именно туда. Весь центр Москвы фактически превращается в единый музейный центр: Пушкинский, Политехнический, Музеи Кремля, Третьяковская галерея, ГЭС-2 — главные музеи города расположены в пешеходной доступности друг от друга и продолжают массово расширяться, на этой волне появляются все новые проекты.