Азарт, самостоятельность и беззаботная уверенность в успехе: уроки запуска стартапа от увлечённых детей
Основатель бизнес-инкубатора Y Combinator Пол Грэм считает, что во взрослой жизни куда полезнее навыки самостоятельной работы, чем высокие школьные оценки.
Несколько дней назад по дороге из школы мой девятилетний сын признался, что ему не терпится вернуться домой, чтобы продолжить работу над романом, который он пишет. Я был счастлив это слышать — не только потому, что он так воодушевлен своим романом, но и потому, что он открыл для себя этот тип деятельности. Работа над собственным проектом так же отличается от обычной работы, как катание на коньках от ходьбы. Это увлекательнее и гораздо продуктивнее.
Сколько важных дел было сделано людьми, которые так «катались»? Если не все, то очень много.
Есть что-то особенное в работе над собственным проектом. Я бы не сказал, что вы чувствуете себя счастливее. Лучше сказать, что вы воодушевлены или поглощены этим. Счастье, когда дела идут хорошо, но зачастую бывает не так. При написании эссе большую часть времени я волнуюсь и ломаю голову: волнуюсь, что эссе получится плохо, и ломаю голову над идеей, которую вижу недостаточно ясно. Смогу ли я выразить ее словами? Обычно у меня получается, если потратить достаточно времени, но я никогда не бываю уверен в этом, а первые несколько попыток часто оказываются неудачными.
У каждого бывают моменты счастья, когда что-то получается, но они длятся недолго, потому что затем вы переключаетесь на следующую проблему. Так зачем вообще это делать? Потому что людям, которым нравится работать таким способом, все остальные кажутся неправильными. Вы ощущаете себя животным в естественной среде обитания — возможно, не всегда счастливым, но бодрым и энергичным.
Многие дети испытывают восторг от работы над собственными проектами. Самое сложное — перенести это чувство во взрослую жизнь. С нашими привычками это трудно. Мы считаем «игры» и «хобби» чем-то кардинально отличающимся от «работы». Ребенку, строящему домик на дереве, непонятно, существует ли прямой (хотя и длинный) путь от этого домика к архитектуре или инженерии. И вместо того, чтобы подсказать ему этот путь, мы скрываем его, считая то, что делают дети, далёким от реальной работы.
Мы не говорим детям, что их домики на деревьях — часть пути ко взрослой работе, а заявляем, что путь этот пролегает через школу. Но, к сожалению, школьные задания сильно отличаются от работы над собственными проектами. Обычно это и не проект, и не собственный. Поэтому, по мере того, как учеба становится все более серьезной, работа над собственными проектами если и остается, то проходит тонкой ниточкой по обочине.
Немного грустно думать о том, что все старшеклассники бросают строительство домиков на деревьях и сидят в классе, покорно изучая Дарвина и Ньютона, чтобы сдать какой-то экзамен, тогда как работа, сделавшая Дарвина и Ньютона известными, на самом деле была ближе по духу к строительству домов на деревьях, чем к экзаменам.
Если бы мне пришлось выбирать между хорошими оценками детей и их работой над собственными амбициозными проектами, я бы выбрал именно эти проекты. И не потому, что я нетребовательный родитель, а потому, что я был на другом берегу и знаю, что из этого имеет большую прогностическую ценность. Когда я отбирал стартапы для Y Combinator, меня не волновали оценки соискателей. Но если они работали над собственными проектами, я хотел услышать о каждом из них.