Работать водителем с иностранными правами с 1 июня запретили

АвтоМирАвто

Право

Стоп, машина?

Работать водителем с иностранными правами с 1 июня запретили. Что теперь происходит с общественным транспортом?

Еще в первый день лета вступила в силу поправка в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», запретившая работать водителями иностранцам, не имеющим российских водительских удостоверений. Дословно норма закона звучит так: «Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Сегодня в крупных городах европейской части России более половины водителей, занятых в профессиональных перевозках, – гастарбайтеры. Уровень аварийности среди них выше, чем у россиян, причем наблюдается тенденция к его росту. Отчасти причина в том, что во многих странах ближнего зарубежья, граждане которого составляют основной контингент водителей, кумовство и коррупция превратили главный водительский документ в предмет открытой торговли. Главным образом, это касается государств, граничащих с южными рубежами нашей страны. Кстати, еще одна характерная особенность азиатского контингента – распространение наркомании, выявить которую, увы, не всегда удается.

В этой связи законодатель и решил предпринять меры, чтобы хотя бы каким-то образом обезопасить наши дороги. Теперь для получения российского водительского удостоверения взамен своего национального иностранцу придется продемонстрировать знание ПДД, а также навыки управления автомобилем – сдать теоретический и практический экзамены. Одновременно необходимо предъявить медицинскую справку, полученную в России. Это позволит не допустить на дороги людей с критически важными проблемами со здоровьем. Собственно, отличие от регламента, установленного для первичного получения водительского удостоверения россиянином, только одно – владельцу прав, полученных в другой стране, нет необходимости проходить обучение в автошколе.

Обмену подлежат только те иностранные права, которые соответствуют образцу, приведенному в Венской конвенции о дорожном движении, а точнее – в приложении 6 к ней. Если это условие не выполняется, то получить документ российского образца можно лишь на общих основаниях: пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД. Замена производится в любом экзаменационном подразделении, но только в пределах того субъекта Российской Федерации, в котором иностранец зарегистрирован по месту пребывания или жительства. Иными словами, если у него есть временная регистрация в Московской области, то он может обратиться в ГИБДД Чехова, Люберец, Подольска или любого другого удобного для него подмосковного города, в котором есть экзаменационное отделение.

Если в иностранных правах открыты несколько категорий, то практический экзамен будет приниматься по высшей из них. То есть если документ позволяет управлять транспортными средствами категорий В, С и D, то экзамен примут на автобусе (категория D), а остальные категории проставят автоматически. Правда, необходимо, чтобы все эти категории были подтверждены и медицинской справкой. В противном случае в российском удостоверении откроют только те категории, которые разрешили медики. После получения российского документа иностранные права возвращают водителю. Если, предвидя масштаб стоящей перед ним проблемы, водитель решит не менять иностранные права и продолжить работать с ними, российской дорожной полицией и правосудием он будет приравнен к лицам, вообще не имеющим права управления. Для таковых статья 12.7 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Что эта сумма значит для гастарбайтера, объяснять не надо.

В заключение еще раз подчеркнем, что речь идет только о профессиональных водителях, работающих в России. Тем же, кто везет груз или пассажиров из другой страны, в том числе проезжая территорию России транзитом, равно как и управляет здесь личным автомобилем для собственных нужд, достаточно своего национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Венской конвенции. Если документ международному стандарту не соответствует, выходом из ситуации будет предъявление прав вместе с их заверенным переводом на русский язык.

Лобби бессильно

Примечательно, что поправка в закон «О безопасности дорожного движения», запретившая водителям работать без российских прав, была принята еще 4 года назад, и с тех пор введение ее в действие переносилось дважды. Были попытки сделать это и в третий раз, но теперь лоббистам от крупных автоперевозчиков продавить очередную отсрочку не удалось. В КоАПе (статья 12.31.1) предусмотрена ответственность должностных лиц автопредприятий, выпустивших на линию шофера без российских прав. Штраф нешуточный – 50 тысяч рублей. Но даже не наказание вызывает праведный гнев бизнесменов от автоперевозок, а сама невозможность больше экономить на рабочей силе. Водитель-россиянин «стоит» работодателю в 2-3 раза дороже аналогичного по квалификации иностранца из ближнего зарубежья. Есть за что побороться. Однако многие крупные автопредприятия, понимая, что бесконечно откладывать нововведение не получится, пошли другим путем: заранее организовали получение своими сотрудниками-иностранцами российских прав, для чего дополнительно подготовили их и «за ручку» отвели в ГИБДД на переэкзаменовку.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»; Петр Ковалев/Интерпресс/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глотка дьявола Глотка дьявола

Водопады Игуасу определенно входят в пятерку самых красивых и самых мощных

АвтоМир
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Дело за малым Дело за малым

Изучаем экзаменатор «Гном-2»

Автопилот
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов

Технологию производства авиатоплива из биомассы создали в РГУ нефти и газа

ТехИнсайдер
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Открыть в приложении