Самые отзывчивые
Кампаниями по отзыву потенциально неисправных автомобилей российских автовладельцев уже не удивить, но многие до сих пор их побаиваются. Мы выяснили, сколько машин было отозвано в нашей стране в 2018 году и какие бренды отправили к дилерам больше всего автомобилей
Отзывная кампания – дело сложное для любого автопроизводителя. Причина не только в расходах на осмотр и ремонт потенциально неисправных машин. Эти мероприятия могут причинить урон репутации бренда. Для многих автовладельцев сам факт того, что в машине найден какой-либо дефект – это доказательство того, что производитель схалтурил, что-то не учел или просто допустил брак. Однако все не так однозначно. Отзывная кампания – свидетельство того, что производителю важно устранить возможный дефект, даже если вероятность того, что он проявится, ничтожно мала. Это говорит об ответственности производителя и его заинтересованности в клиентах, ведь иначе ни одна компания не стала бы брать на себя денежные расходы и репутационные риски, связанные с отзывами.
Вызов владельца конкретной машины на осмотр к дилеру – это лишь конечное звено длинной цепочки этапов по выявлению и изучению проблемы. При этом совершенно неважно, скольких автомобилей эта проблема может коснуться, отозвать могут как сотню тысяч машин, так и одну. Причины также могут быть самые разные: от серьезных – вроде брака подушки безопасности, до незначительных – в виде запасного колеса, покрашенного не в тот цвет. Подробно изучив информацию о всех отзывных кампаниях 2018 года, размещенную на сайте Росстандарта, мы выяснили, машины каких марок в прошлом году отзывали чаще всего.
Почти миллион
Всего в 2018 году Росстандарт проинформировал о 84 отзывных кампаниях, касающихся легковых автомобилей. Под отзывы в общей сложности попало 945 861 машин 25 марок. Чаще всего отзывные мероприятия проводил бренд Mercedes-Benz, немцы за год сообщили об 11 кампаниях, затронувших 65 677 автомобилей. Однако это далеко не рекордный результат. Марка Mitsubishi в сумме отозвала 376 019 машин, причем на счету японцев также самый крупный единичный отзыв: в октябре под него попали 144 856 экземпляров моделей Outlander и ASX, выпущенных с 2012 по 2016 годы. Причиной стало возможное снижение эффективности стояночного тормоза.
Интересно, что Outlander выпуска 2007–2014 годов попал под второе по масштабу отзывное мероприятие в апреле. Тогда к дилерам направили 86 620 машин из-за возможной неисправности механизма стеклоочистителя. Еще одну крупную кампанию затеял концерн Volkswagen, в мае отозвавший 132 605 автомобилей Volkswagen Polo и Skoda Rapid. А все из-за незначительной на первый взгляд детали – буксировочной проушины, сваренной ненадлежащим образом.
В числе лидеров по количеству отозванных машин оказалась и отечественная Lada. Российский бренд активно перенимает мировой опыт – в прошлом году вазовцы объявили о шести отзывных кампаниях, под которые попали 92 633 автомобиля. Самым масштабным стал отзыв Lada Vesta – к дилерам пригласили 41 507 владельцев автомобилей этой модели. Причина весьма необычна – цвет диска запасного колеса должен отличаться от колера остальных колес. Кроме того, в определенных комплектациях машину оснащали шинами, не прошедшими сертификацию. Активно отзывали также ветерана Lada 4x4, эта модель попала аж под две кампании. На внедорожниках, выпущенных в последние два года, провод изоляции генератора рискует перетереться о верхний рычаг подвески. Проблема может проявиться на 38 808 автомобилях.
Еще 3 300 Lada 4x4, выпущенных в прошлом году, попали под отзыв по более серьезной причине, из-за возможного наличия трещины на торце вала рулевого управления.
Любителям экзотики
Однако далеко не все кампании касаются бестселлеров авторынка и затрагивают десятки тысяч машин. Были в прошлом году и весьма экзотичные отзывы. Лидер здесь, безусловно, марка Porsche, которая затеяла отдельную кампанию ради одного-единственного автомобиля. Зато какого! Выпущенный в 2015 году лимитированным тиражом спорткар Porsche 918 в мае позвали на осмотр к дилеру из-за возможного появления коррозии на крепежных болтах рычагов подвески, что может привести к их разрушению при эксплуатации машины на гоночных трассах. При мощности в 887 л.с. такие предосторожности точно не будут лишними. Еще один единичный отзыв, но уже в составе большой кампании, – Jeep Liberty 2003 года, о котором производитель вспомнил спустя много лет по причине возможного разрушения все тех же рычагов подвески из-за коррозии. Вообще компания Fiat Chrysler Automobiles отличается оригинальностью – то 60 экземпляров Chrysler Pacifica 2003 года выпуска из-за ошибок в блоке управления двигателем отзовет, то 10 новеньких «заряженных» Jeep Cherokee SRT и Grand Cherokee Trailhawk на проверку затребует по причине того, что коврик на полу за педаль акселератора цепляется. Спортивные машины достаточно часто фигурируют в отзывных списках. Отличный пример – 70 Mercedes-AMG GT, попавшие под отзыв в июне из-за того, что ремень безопасности может заклинить в петле.
Отзывают не только относительно новые спорткары. Mazda решила проверить 149 экземпляров модели RX-8 из-за возможной утечки топлива и риска возгорания. Японцы также отметились как авторы наиболее «старого» отзыва – из-за вероятных проблем с подушками безопасности в сервис направили 8090 экземпляров Mazda6, самые пожилые из которых выпущены в 2002 году.
Но бывает и так, что автомобиль попадает под отзыв, не успев накатать первую сотню километров. Под занавес года началась кампания по отзыву новеньких Hyundai Santa Fe, реализованных с начала сентября. Она коснулась 557 машин, а причиной стал риск повреждения материала подушки безопасности при ее раскрытии. Марка Lifan также начала кампанию по отзыву практически новых машин, продажа которых началась тоже в сентябре. 1 902 кроссовера Myway отправили к дилерам из-за возможного отказа генератора. Это, к слову, единственная за весь год отзывная кампания от бренда из Китая.
Подушки опасности
Причины отзывов, как правило, разные, но возможные неисправности подушек безопасности встречаются заметно чаще других поводов. Многие из этих кампаний – отголоски недавнего скандала, связанного с пиропатронами в подушках компании Takata. Выяснилось, что подушки, которые массово устанавливались на многие автомобили на конвейере, имеют свойство спонтанно срабатывать. При этом осколки пиропатрона могут покалечить или даже убить водителя и пассажиров. Отзывы автомобилей с дефектными подушками начались больше 10 лет назад и эти кампании коснулись миллионов машин по всему миру. Именно по этой причине, например, в 2018 году Росстандартом было объявлено об отзывах 20 702 автомобилей Toyota и 957 машин Nissan, снабженных злосчастными подушками.
Бывает и такое
Столь опасный брак, послуживший причиной отзыва – явление достаточно частое, также автокомпании регулярно вызывают автомобили на проверку ходовой части и электрики. Есть и весьма оригинальные поводы. У BMW X3, например, отсутствие на спойлере винтов крепления может вызывать шумы и грозит отсоединением этой детали от кузова. Fiat Freemont теоретически может ускориться без участия водителя в режиме круиз-контроля из-за замыкания в электронных «мозгах». В инструкции к Volkswagen Teramont неправильно описан процесс установки детского кресла. У Mitsubishi Outlander из люка в крыше может потечь вода. Некоторые модели Volkswagen и Skoda на заводе заправили разбавленной охлаждающей жидкостью, что может привести к ее замерзанию в холод. Даже такие, казалось бы, безобидные недостатки, производители стараются как можно быстрее устранить, не говоря уже о браке, угрожающем безопасности водителя и пассажиров. Так что если какой-либо бренд регулярно устраивает отзывные кампании – это не значит, что его машины плохие. Это значит, что в компании чувствуют ответственность за свой продукт и людей, которые этот продукт купили.
Самый крупный отзыв
- 144 856 экземпляров Mitsubishi Outlander и ASX было отозвано из-за возможного снижения эффективности стояночного тормоза
Единственный китайский отзыв
- 1 902 китайских кроссовера Lifan Myway попали под отзыв из-за возможной неисправности генератора
Самый экзотичный отзыв
- 1 экземпляр Porsche 918 вызвали к дилеру из-за возможной коррозии на болтах рычагов. Машина уникальная – всего гиперкаров мощность 887 л.с. сделали 918 штук!
Главный российский отзыв
- 41 507 Lada Vesta отозвали из-за цвета запасного колеса и несертифицированной резины
Что делать, если ваш автомобиль попал под отзыв?
О том, что VIN-номер машины находится в списках на отзыв, владельца автомобиля обязательно проинформируют представители компании-изготовителя с помощью почты или телефона. Тем же, кто хочет выяснить, попадает ли его машина под отзыв, стоит зайти на сайт Росстандарта. Там регулярно публикуется информация об отзывных кампаниях. К объявлению о начале кампании прилагается перечень VIN-номеров. Если номер совпал – нужно звонить дилеру. Как бы то ни было, в дилерском центре предложат приехать на осмотр автомобиля и, если понадобится, предоставить машину для ремонта. Все работы осуществляются бесплатно для владельцев.
Самый новый отзыв
- 557 экземпляров нового Hyundai Santa Fe попали под отзыв из-за вероятности повреждения материала подушки безопасности при ее раскрытии
Больше всего отзывов
- 11 отзывных кампаний провела компания Mercedes-Benz в 2018 году. Они затронули 65 677 легковых автомобилей
Всего в России в 2018 году отозвали 945 861 автомобиль
Фото: smallcreative/Fotolia.com; Mitsubishi; Lifan; Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG; Karin & Uwe Annas/Fotolia.com; Lada; Hyundai; Daimler AG
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl