Почему мы так болезненно реагируем на вербальную агрессию
Ругань, крики, словесные унижения — некоторые растут в этой атмосфере с рождения. Родители даже не осознают, какие глубокие травмы наносят детям. О вреде вербального насилия размышляет психотерапевт Хилари Гендель.
«Знаете, в чем проблема вербального насилия? В том, что у оскорбленного человека нет доказательств», — печально произнесла Марта. Она ходила ко мне на прием по поводу многолетней депрессии.
«Что значит нет доказательств?» — спросила я.
«Когда человек подвергается физическому или сексуальному насилию, это реально и конкретно. У словесных оскорблений нет четких критериев, они бесформенны. Мне кажется, если я скажу кому-то, что меня оскорбили, человек подумает, что я просто жалуюсь на то, что на меня кто-то крикнул, произнес грубое слово», — пояснила Марта.
«И это даже еще хуже», — подтвердила я.
«Проблема в том, что шрамов и синяков никто не видит». Она интуитивно знала, что оскорбления, которые терпела долгое время, были одной из главных причин глубоко укоренившейся неуверенности в себе, тревоги и депрессии. «Жаль, что меня не били, — не раз говорила Марта. — Я бы чувствовала свои жалобы более обоснованными».
Ее признание не давало мне покоя, слезы наворачивались на глаза. Словесные оскорбления — это гораздо больше, чем быть кем-то обруганным. Марта рассказала, что тирады матери причиняли ей сильную боль по многим причинам:
- Слишком громкий голос.
- Пронзительный, визгливый тон.
- Безжизненный, остекленелый взгляд.