Право
Международные отношения
Проблемы с бланками международных удостоверений снова заставили российских водителей задаться вопросом: а можно ли за границей все-таки обойтись совсем без всякого МВУ?
Сложности с бланками международных водительских удостоверений (МВУ) возникли в столице аккурат к началу сезона отпусков, что вызвало волну недовольства у туристов, не желающих расставаться с автомобилем даже на отдыхе. Между тем, перед тем как расстраиваться из-за отсутствующего бланка, стоит разобраться, зачем вообще это международное удостоверение необходимо и имеет ли смысл тратить нервы и время на поиски?
Международное удостоверение водителя – это многостраничная книжечка с информацией на разных языках. Пластиковая карточка, хоть и выполнена по международным стандартам, тем не менее, является национальным водительским удостоверением (НВУ).
Для многих станет откровением, что МВУ не дает права управлять транспортным средством по территории страны, его выдавшей. Иными словами, получать международные права для того, чтобы ездить по ним в России, смысла не имеет. Что же касается возможности его использования за рубежом, то тут все очень неоднозначно. Прежде всего, надо понимать, что Россия является участницей Конвенции о дорожном движении, подписанной в 1968 году в Вене, а потому выдает как МВУ, так и национальные права строго в соответствии с этим международным соглашением. Следовательно, и признавать наши документы обязались столько те страны, которые наряду с нами ратифицировали эту Конвенцию. К слову, их не так уж и много (порядка 70), хотя наиболее популярные у россиян направления она охватывает. Например, в Европу можно смело ехать с МВУ. Но нюанс в том, что все та же Венская конвенция требует, чтобы МВУ предъявлялось только совместно с НВУ. Российские национальные права, равно как и международные, полностью соответствуют предписаниям Конвенции и фактически равноправны. А потому логично задаться вопросом: зачем тогда вообще нужно МВУ, если НВУ все равно придется тащить с собой? Ответ на этот вопрос находим в опыте некоторых туристов, которым отказались за рубежом дать машину напрокат исключительно по причине отсутствия у них заветной книжечки. Это скорее, единичные случаи, но исключать их полностью нельзя. Но в отличие от коммерсантов, сотрудники полиции требовать МВУ права не имеют, если национальное в порядке. Поэтому, если вы путешествуете за рубежом на своей машине, озадачиваться получением МВУ нет смысла.
Гораздо сложнее со странами, которые руководствуются более старой Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 года. Ее требования в отношении НВУ и МВУ заметно отличаются, а потому вопрос признания прав, выданных в государствах-участниках Конвенции 1968 года, остается на усмотрение национальных властей. Опыт показывает, что российские права без особых проблем признаются в США и КНР. А, например, Япония, для которой также действует Конвенция 1949 года, российские документы не признает. Парадокс в том, что выданное в России МВУ содержит в том числе и странички на японском языке, но власти Страны Восходящего Солнца заняли принципиальную позицию. И, тем не менее, в ряде государств-подписантов Конвенции 1949 года российское МВУ могут «сработать» только по той причине, что по внешнему виду (размеры, книжный переплет, расположение сведений, многоязычие) оно похоже на местное МВУ. Дело в том, что требования обеих Конвенций для международных прав имеют гораздо больше общего, чем для национальных.
Однако рассчитывать на МВУ как на панацею в подобных случаях не стоит: могут признать, а могут оштрафовать на немалую сумму. Имейте также в виду, что если принятые в стране путешествия категории транспортных средств отличаются от используемых в России (А, В, С, D, Е и соответствующие подкатегории), шансы на простое решение ситуации резко уменьшаются, поскольку полицейский может просто-напросто не понять, дает ли ваш документ право сесть за руль автомобиля именно этого типа. Как бы то ни было, собираясь в путешествие в страну и планируя поездку на машине, свяжитесь предварительно с консульством этой страны и узнайте политику в отношении признания водительских удостоверений. Если машину планируется взять напрокат, то имеет смысл также заблаговременно уточнить в прокатной конторе, какие именно документы им потребуются.
За МВУ – в ГИБДД
Получить международное водительское удостоверение несложно. Для этого необходимо обратиться в любое (без привязки к месту жительства) экзаменационное подразделение ГИБДД. Естественно, при условии, что у них бланки есть в наличии. На прием можно записаться через портал госуслуг, хотя немало шансов добиться желаемого и в порядке живой очереди – благо, теперь этот процесс отлажен и не требует отпрашиваться с работы на весь день. В окошко надо сдать заявление установленной формы (бланк вам выдадут), паспорт и ваше национальное удостоверение. Приложите фотографию 35 x 45 мм (цветную или черно-белую – значения не имеет) на матовой бумаге. Справка об отсутствии медицинских противопоказаний с недавних пор больше не нужна. Придется заплатить госпошлину в сумме 1600 рублей, но если вы записываетесь и оплачиваете пошлину через портал госуслуг, то получите скидку 30%. Максимальный срок, на который могут выдать МВУ, – 3 года. Однако он не может быть больше, чем действует НВУ. То есть, если до замены национальных прав осталось меньше 3 лет, то в графе МВУ «Действительно до» будет стоять та же дата, что и в НВУ.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl