Можно ли за границей все-таки обойтись совсем без всякого МВУ

АвтоМирАвто

Право

Международные отношения

Проблемы с бланками международных удостоверений снова заставили российских водителей задаться вопросом: а можно ли за границей все-таки обойтись совсем без всякого МВУ?

Сложности с бланками международных водительских удостоверений (МВУ) возникли в столице аккурат к началу сезона отпусков, что вызвало волну недовольства у туристов, не желающих расставаться с автомобилем даже на отдыхе. Между тем, перед тем как расстраиваться из-за отсутствующего бланка, стоит разобраться, зачем вообще это международное удостоверение необходимо и имеет ли смысл тратить нервы и время на поиски?

Международное удостоверение водителя – это многостраничная книжечка с информацией на разных языках. Пластиковая карточка, хоть и выполнена по международным стандартам, тем не менее, является национальным водительским удостоверением (НВУ).

Для многих станет откровением, что МВУ не дает права управлять транспортным средством по территории страны, его выдавшей. Иными словами, получать международные права для того, чтобы ездить по ним в России, смысла не имеет. Что же касается возможности его использования за рубежом, то тут все очень неоднозначно. Прежде всего, надо понимать, что Россия является участницей Конвенции о дорожном движении, подписанной в 1968 году в Вене, а потому выдает как МВУ, так и национальные права строго в соответствии с этим международным соглашением. Следовательно, и признавать наши документы обязались столько те страны, которые наряду с нами ратифицировали эту Конвенцию. К слову, их не так уж и много (порядка 70), хотя наиболее популярные у россиян направления она охватывает. Например, в Европу можно смело ехать с МВУ. Но нюанс в том, что все та же Венская конвенция требует, чтобы МВУ предъявлялось только совместно с НВУ. Российские национальные права, равно как и международные, полностью соответствуют предписаниям Конвенции и фактически равноправны. А потому логично задаться вопросом: зачем тогда вообще нужно МВУ, если НВУ все равно придется тащить с собой? Ответ на этот вопрос находим в опыте некоторых туристов, которым отказались за рубежом дать машину напрокат исключительно по причине отсутствия у них заветной книжечки. Это скорее, единичные случаи, но исключать их полностью нельзя. Но в отличие от коммерсантов, сотрудники полиции требовать МВУ права не имеют, если национальное в порядке. Поэтому, если вы путешествуете за рубежом на своей машине, озадачиваться получением МВУ нет смысла.

Гораздо сложнее со странами, которые руководствуются более старой Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 года. Ее требования в отношении НВУ и МВУ заметно отличаются, а потому вопрос признания прав, выданных в государствах-участниках Конвенции 1968 года, остается на усмотрение национальных властей. Опыт показывает, что российские права без особых проблем признаются в США и КНР. А, например, Япония, для которой также действует Конвенция 1949 года, российские документы не признает. Парадокс в том, что выданное в России МВУ содержит в том числе и странички на японском языке, но власти Страны Восходящего Солнца заняли принципиальную позицию. И, тем не менее, в ряде государств-подписантов Конвенции 1949 года российское МВУ могут «сработать» только по той причине, что по внешнему виду (размеры, книжный переплет, расположение сведений, многоязычие) оно похоже на местное МВУ. Дело в том, что требования обеих Конвенций для международных прав имеют гораздо больше общего, чем для национальных.

Несмотря на то, что в нашем МВУ есть даже страница на японском языке, Япония заняла принципиальную позицию и российские документы не признает

Однако рассчитывать на МВУ как на панацею в подобных случаях не стоит: могут признать, а могут оштрафовать на немалую сумму. Имейте также в виду, что если принятые в стране путешествия категории транспортных средств отличаются от используемых в России (А, В, С, D, Е и соответствующие подкатегории), шансы на простое решение ситуации резко уменьшаются, поскольку полицейский может просто-напросто не понять, дает ли ваш документ право сесть за руль автомобиля именно этого типа. Как бы то ни было, собираясь в путешествие в страну и планируя поездку на машине, свяжитесь предварительно с консульством этой страны и узнайте политику в отношении признания водительских удостоверений. Если машину планируется взять напрокат, то имеет смысл также заблаговременно уточнить в прокатной конторе, какие именно документы им потребуются.

В тех странах, где российкие МВУ признают, сотрудники полиции все равно не имеют права их требовать. Документ пригодится разве что для прокатных контор

За МВУ – в ГИБДД

Получить международное водительское удостоверение несложно. Для этого необходимо обратиться в любое (без привязки к месту жительства) экзаменационное подразделение ГИБДД. Естественно, при условии, что у них бланки есть в наличии. На прием можно записаться через портал госуслуг, хотя немало шансов добиться желаемого и в порядке живой очереди – благо, теперь этот процесс отлажен и не требует отпрашиваться с работы на весь день. В окошко надо сдать заявление установленной формы (бланк вам выдадут), паспорт и ваше национальное удостоверение. Приложите фотографию 35 x 45 мм (цветную или черно-белую – значения не имеет) на матовой бумаге. Справка об отсутствии медицинских противопоказаний с недавних пор больше не нужна. Придется заплатить госпошлину в сумме 1600 рублей, но если вы записываетесь и оплачиваете пошлину через портал госуслуг, то получите скидку 30%. Максимальный срок, на который могут выдать МВУ, – 3 года. Однако он не может быть больше, чем действует НВУ. То есть, если до замены национальных прав осталось меньше 3 лет, то в графе МВУ «Действительно до» будет стоять та же дата, что и в НВУ.

С этого года оформить международное удостовенение можно не только в ГИБДД, но и в МФЦ

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Oleksiy Maksymenko/imagebroker.com и Matthias Stolt/CHROMORANGE/Global Look Press, пресс-служба правительства Москвы, Екатерина Квашенкина/Burda Media

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Права и правила Права и правила

За какие нарушения могут лишить водительских прав?

АвтоМир
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
«Лада»: разгон с риском заноса «Лада»: разгон с риском заноса

Почему при динамике роста положение АвтоВАЗа остается шатким?

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Открыть в приложении