И детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только во время каникул

АвтоМирАвто

Ходить в школу опасно

В России настало время весенних школьных каникул. В течение этого периода юные пешеходы нередко выбегают на дорогу в самых неожиданных местах. Однако, как выяснил «Автомир», и детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только в такое «горячее» время

Тимофей Исаев

Основная мировая тенденция в области улучшения безопасности предусматривает запрет на сквозное движение автомобилей около школ. Причем не всегда для этого требуется менять конфигурацию улицы: достаточно два раза в день перекрывать проезд – утром и вечером, когда дети идут в школу и возвращаются с уроков. Вот только готова ли этим заниматься ГИБДД?

Выражение «ходить в школу» прочно вошло в русский язык. Хотя современные реалии таковы, что дети в школу не только ходят, но и ездят – в том числе на автомобиле родителей. Не в последнюю очередь потому, что пеший путь в учебное заведение некомфортен для самих учеников. Насколько? Разобраться в этом решили московские активисты Алексей Радченко и Даниил Горохов, которые провели самостоятельное исследование безопасности дороги в школу. Для этого они при поддержке неравнодушных граждан разработали специальную анкету для московских школьников младших и средних классов. В ней у учеников спрашивали с кем они ходят в школу, насколько легко им идти на уроки, как ведут себя водители и т.д. Какого-либо акцента именно на дорожно-транспортной составляющей специально не делалось. Во многом опрос представлял собой адаптированный вариант англоязычной анкеты, созданный для изучения так называемого «индекса пешеходности» (walkability index). Всего активистам удалось собрать более 2000 индивидуальных анкет в школах ЗАО и ЮЗАО Москвы.

Что удалось выяснить

Как оказалось, большинство детей не считает путь в школу безопасным. И это – в благополучной Москве! Главной проблемой оказалась именно дорожная безопасность, а не другие факторы – скажем, хулиганы, агрессивные собаки или подозрительные взрослые (эти страхи также учитывались в анкете). К примеру, 16% опрошенных учеников отмечали, что им сложно перейти дорогу потому, что «машины едут слишком быстро». Еще 12% жаловались, что им не хватает пешеходного перехода, островка безопасности на зебре или «лежачего полицейского». Проблемы со светофорами отметили 7% детей – например, их отсутствие в нужном месте или слишком короткую зеленую фазу для пешеходов. А еще 4% пожаловались, что едущие машины не видно из-за плохого обзора. В другом вопросе, посвященном поведению автомобилистов, 17% учеников посетовали, что водители зачастую не смотрят по сторонам во время движения, а еще 13% жаловались, что автомобилисты не пропускают их на зебре или не ждут, пока они перейдут дорогу.

Интересно, что самостоятельно в школу, согласно опросу, ходит 37% учеников. Примерно столько же опрошенных (34%) водят в школу родители, родственники или няня, а еще 17% детей в школу отвозят на машине. Таким образом, даже те дети, кого на занятия отводят «за ручку», как правило, считают свой путь небезопасным именно из-за несовершенной инфраструктуры и поведения водителей. А это порождает интересный «замкнутый круг»: чтобы добраться в сохранности, юные москвичи просят родителей отвезти их в школу на машине! То есть мы все больше начинаем походить на героев одного видеоролика, в котором перед одной из американских школ выстраивается длинная пробка. Да чего уж там, в отдельных районах Москвы такая ситуация уже стала реальностью! Хотя в развитых странах мира (например, в Германии, Швейцарии и Франции) врачи активно призывают создавать условия для того, чтобы дети ходили в школу пешком. По их словам, это помогает в борьбе с ожирением, положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка и способствует развитию у него самостоятельности.

Пешеходные переходы, ограничения скорости и «лежачие полицейские» худо-бедно встречаются у московских школ. С островками безопасности и светофорами все гораздо хуже

Суровая реальность

На этом исследование можно было бы закончить, но авторы решили совместить полученные результаты с картой ДТП, основанной на данных ГИБДД за 2015-2018 гг. и открытыми данными портала data.mos.ru. Результаты повергают в шок! В Москве сейчас 640 учебных заведений, на зону пятиминутной пешей доступности от которых приходится почти 2000 ДТП с пострадавшими пешеходами (всех возрастов). Если посмотреть отношение аварий к количеству школ, окажется, что лишь 23% школ можно считать безопасными (там почти не происходит ДТП), на половину школ приходится по 1-2 пострадавшему за год, а еще 31% школ находится в зоне высокого риска – ранение и смерть из-за ДТП там – обычное дело! Собственно, данные официальной статистики ГИБДД это подтверждают: за один месяц в столице в результате аварий травмы получают более 70 детей и подростков!

«Несмотря на то, что общий уровень аварийности снижается, пешеходов на российских дорогах гибнет все больше, в том числе – детей, – поясняет автор исследования, общественный активист Алексей Радченко. – Безопасности возле школ у нас официально уделяется очень много внимания. Но нужно было проверить, насколько эти меры работают. И, как оказалось, меры, предпринятые за последние 3 года, оказались неэффективными», – замечает он.

Интересно, что в Москве каждая школа имеет паспорт дорожной безопасности. Однако в нем упор делается на уроки ПДД и другие пропагандистские мероприятия. Как мы видим из статистики, такие меры имеют слабый эффект. И хотя школьники разбираются в ПДД, на дорожную безопасность они жалуются стабильно. А вот о действительно важных мерах – установке светофоров и островков безопасности, перепрофилировании улиц и применении мер по успокоению трафика – в подобных документах не сказано ни слова. По словам Радченко, это показывает, что сейчас в сфере дорожной безопасности мы движемся в противоположном направлении от общемировых тенденций. «Улицы вокруг школ становятся более скоростными. Особенно это касается новых микрорайонов, где рядом со школой может оказаться трехполосная дорога с ограничением 80 км/ч», – замечает активист.

Выводы делать будем?

Проведенное исследование обнажает типичную ситуацию: даже в столице не создана достойная дорожно-пешеходная инфраструктура, гарантирующая безопасный путь до школы. А ГИБДД, как правило, ограничивается лишь пропагандой и профилактикой. И это мы еще не говорим о других регионах, где ситуация зачастую еще хуже. Конечно, такие меры требуют незамедлительного вмешательства органов власти. Ведь именно они, а не волонтеры, должны заниматься безопасностью на дорогах.

Ну, а нам, простым автомобилистам, остается лишь быть максимально внимательными возле школ, снижать скорость и всегда пропускать юных пешеходов на зебре. И не удивляться, если с учетом действующей сейчас административно-бюрократической практики, в ПДД помимо знака «Дети» появится еще один – «Осторожно! Водители!».

Фото: Alinute, Rafail/Fotolia.com, Т. Исаев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Покоряя стихию Покоряя стихию

Отправляемся в необычный джип-тур, чтобы оказаться как можно ближе к природе

АвтоМир
Любить по‑русски Любить по‑русски

Молодежь перестала заниматься сексом, сообщают американские ученые

Tatler
Поколение диджитал Поколение диджитал

Породистые, престижные, быстрые и ловкие – у обоих кроссоверов полно достоинств

АвтоМир
Россия вмешивалась в американские выборы, но сговора с Трампом не было: что мы узнали из доклада Мюллера Россия вмешивалась в американские выборы, но сговора с Трампом не было: что мы узнали из доклада Мюллера

Главные выводы из доклада Мюллера

Esquire
Илон Маск анонсировал создание роботакси Tesla Илон Маск анонсировал создание роботакси Tesla

Tesla собирается выпустить полностью автопилотируемую машину

Forbes
Звезды, которые не худеют к лету Звезды, которые не худеют к лету

Эти звезды ни капли не переживают по поводу цифр на весах

Лиза
Что скрывал король гламура Что скрывал король гламура

Сергей Зверев пришел на «Прямой эфир» без привычной блестящей короны

StarHit
Звезда «Сорвиголовы» Чарли Кокс: не верю, что жестокость может что-то решить Звезда «Сорвиголовы» Чарли Кокс: не верю, что жестокость может что-то решить

Про что только не поговорили

Playboy
«Бизнес-план семейной жизни провалился, и я этому рад» «Бизнес-план семейной жизни провалился, и я этому рад»

Успешные бизнесмены работают и в офисе, и дома, и в отпуске

Psychologies
10 масок, которые мы носим 10 масок, которые мы носим

Какие маски мы носим, чтобы скрыть свое истинное лицо?

Psychologies
Советский самолет с непростой судьбой: И-153 «Чайка» Советский самолет с непростой судьбой: И-153 «Чайка»

Истребители И-153 стали самыми совершенными бипланами Николая Поликарпова

Популярная механика
Уж замуж невтерпеж! Уж замуж невтерпеж!

Свадьба во времена расцвета феминистических идей – удел настоящих романтиков

Grazia
Тяжелая артиллерия Тяжелая артиллерия

Начало 2019 года было горячим – звезды выясняли отношения друг с другом

StarHit
Выбираем самый лучший лаунчер для Android: подборка CHIP Выбираем самый лучший лаунчер для Android: подборка CHIP

В этой статье поговорим о лаунчерах - настраиваемых графических оболочках

CHIP
Тихо играют наушники? Чиним на примере Huawei FreeBuds Тихо играют наушники? Чиним на примере Huawei FreeBuds

Если ваши наушники вдруг стали работать тихо, их можно починить

CHIP
Голод Голод

Деятельный ресторатор о гастрономических привычках в румынских деревнях

Esquire
Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать

В Ростехе призвали популяризировать владение оружием, чтобы увеличить продажи

СНОБ
«У меня не хватило бы сил сделать сериал» «У меня не хватило бы сил сделать сериал»

С чем приехал на ММКФ южнокорейский режиссер Ким Ки Дук

Огонёк
Солнечный друг Солнечный друг

Насколько важен витамин D для нашего здоровья и красоты

Grazia
9 типов автомобилистов, которые всех раздражают (и нас тоже) 9 типов автомобилистов, которые всех раздражают (и нас тоже)

Убедись, что ты не один из этих парней

Playboy
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Срочно к директору! Срочно к директору!

Интервью с директором главного музея страны Михаилом Борисовичем Пиотровским

Собака.ru
Третья попытка: потекут ли деньги в «российские офшоры» Третья попытка: потекут ли деньги в «российские офшоры»

Законопроект, который продляет амнистию капиталов до 29 февраля 2020 года

Forbes
10 ядовитых типов людей, которых нужно избегать любой ценой (даже если семья) 10 ядовитых типов людей, которых нужно избегать любой ценой (даже если семья)

А может быть, вы найдете и себя среди них?

Playboy
«Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?» «Я целый год не покупала одежду. Как это меня изменило?»

Мы покупаем, чтобы развеяться, но иногда это перерастает в зависимость

Psychologies
Антисоветский рубль и еще 9 монет с необычной судьбой Антисоветский рубль и еще 9 монет с необычной судьбой

Сейчас мы тебе расскажем, как на деньги купить деньги, чтобы потом их продать

Maxim
Не знаете, какие шины выбрать? Я вам помогу Не знаете, какие шины выбрать? Я вам помогу

Несколько лет назад Bridgestone построил в России завод по производству шин

4x4 Club
Николай Немоляев: Николай Немоляев:

Интервью с Николаем Немоляевым

Караван историй
Who is mister Bachurin Who is mister Bachurin

Илья Бачурин рассказал о романах с известными девушками и о своих дочерях

OK!
Хорошо добытое старое Хорошо добытое старое

Четыре владелицы винтажных магазинов — о моде прошлых десятилетий

Vogue
Открыть в приложении