Дороги
Не просто линии
По нашему мнению, возможности дорожной разметки в деле оптимизации и повышения безопасности движения сильно недооценены. Быть может, настала пора что-то изменить?
Человек за рулем – человек не в полном смысле. Управляя автомобилем, мы принимаем на себя столько обязанностей, что порой оказываемся беспомощнее иного механизма. Суровые алгоритмы ПДД делают из многих настоящих дорожных зомби, не способных к творческому решению той или иной дорожной проблемы. Оно, может, и лучше, чем полная анархия, но все же избыточная пунктуальность тоже порой может сыграть плохую службу. Мы говорим о беспрекословном следовании требованиям глупо или не оптимально нанесенной разметки.
Так, непродуманное нанесение разметки на оживленном перекрестке может наглухо его «запаковать», чему все не раз были свидетелями. Это когда поворачивающие, скажем, налево несколько автомобилей вольготно рассредоточиваются по трем полосам, а проезжающий прямо поток ютится в двух, а то и вовсе одной полосе, вытянувшись злым и голодным удавом на полкилометра. Бывает и наоборот. Например, как во 2-м Кабельном проезде в Москве. С помощью одной лишь краски пропускную способность проезда удалось увеличить на треть. На шоссе Энтузиастов отныне выводят не три, а четыре полосы, две из которых предназначены для поворота налево. Левый поворот в центр чрезвычайно востребован и не имеет, по сути, на соседних улицах вменяемой альтернативы. «Сузив ширину полос, но все в пределах ГОСТов, не менее трех метров, из трех сделали четыре полосы, тем самым повысив пропускную способность», – поясняет аналитик экспертного центра «Пробок. Нет» Антон Роговский. И как результат – машины сегодня проезжают перекресток, почти не задерживаясь у светофора.
А вот на улице Душинской ситуацию с трафиком исправила обратная арифметика. Здесь для проезда оставили всего по одной полосе в каждую сторону. Изучив перекресток с шоссе Энтузиастов, эксперты поняли, что поток, попадая на трассу сразу с трех полос, сам себе мешает, создавая «бутылочное горлышко». Нынче же разметка стала более интуитив- ной, и автомобили выкатывают на шоссе по очереди, не мешая друг другу, отчего в итоге и выходит быстрее. Как видите, разметка – вещь важная. Однако помимо трафика белые линии способны контролировать и безопасность. Так, на российских дорогах в очередной раз может появиться специальная «шумовая» виброразметка на границах с разделительными полосами и обочиной. С инициативой внести соответствующие изменения в ГОСТ выступил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Идея не новая. Такая разметка широко распространена за рубежом. Более того, нечто подобное некоторое время назад опробовалось и в России. Однако дальше экспериментов дело не пошло. Почему? Тут можно фантазировать. Скорее всего, элементы и материалы такой разметки оказались недолговечны в наших условиях и слишком дороги при нанесении. К тому же соответствующих ГОСТов, которыми у нас принято все регламентировать, на такую разметку не было.
А между тем дело это нужное и важное, тут с Лысаковым не поспоришь. «Шумовая» разметка способна уберечь от опасности, когда водитель теряет концентрацию за рулем, засыпает либо просто ненадолго отвлекается от дороги. Шум и вибрация подскажут, что вы покинули свою полосу движения, что вам стоит притормозить либо поправить руль. К тому же «виброразметку» можно наносить не только вдоль дороги, но и поперек, перед опасными перекрестками и пешеходными переходами. Словом, нужен специальный ГОСТ, для чего соответствующее предложение депутат и намерен сделать правительству и Росстандарту в ближайший месяц. Посмотрим, быть может, бюрократические жернова на этот раз все же провернутся и наша жизнь станет чуть безопаснее?
➔ Генно-модифицированный
Турецкие химики из Koc University разработали новый тип асфальтового покрытия, способный самостоятельно противостоять зимнему обледенению. На такую дорогу, утверждают ученые, не обязательно выпускать технику, разбрасывающую соль или песчаный абразив. Достичь подобного эффекта позволило объединение калиевой соли с битумом, который используется для изготовления асфальта.
Подробнее это выглядит следующим образом. При смешивании калиевой соли с битумом в асфальте образуются так называемые соляные карманы, которые под воздействием окружающей среды и автомобилей медленно выпускают соль на поверхность, уничтожая лед. На сегодня вряд ли можно считать такой асфальт абсолютной гарантией от обледенения дороги на все времена. В ходе лабораторных исследований стало ясно, что соль «выпаривается» из структуры асфальта на его поверхность со скоростью от 1% до 10% в течение трех месяцев. А это означает, что генно-модифицированный асфальт хоть и эффективен на первых порах, но со временем теряет свои волшебные свойства. Так что ученым есть еще над чем поразмыслить. В любом случае дело они задумали полезное.
➔ Эффектное решение
Пытаясь привлечь транспорт на платные дороги, эксплуатирующие их организации стараются заманить водителей скидками, полагающимися владельцам так называемых транспондеров – небольших радиоэлектронных устройств, позволяющих списывать нужную сумму со счета дистанционным способом и быстро, не останавливаясь, проходить шлюзы оплаты проезда. Однако транспондеры для различных участков различных трасс требуются тоже различные, закрепленные каждый за своим персональным банковским счетом для езды по строго определенной трассе. И тут встает вопрос: а как быть, если у вас два или три транспондера? Скажем, для обхода Одинцова, Вышнего Волочка и для прохождения участков на М4 «Дон»? Ситуация, как выяснилось, не критичная. Оказалось, чтобы деньги были списаны из правильного источника, «светить» на трассе можно лишь местный транспондер. Вы спросите: а что делать с остальными? Обо всем, оказывается, заранее позаботились. С транспондером продается специальный пакет из фольги, глушащий радиосигнал. Так что во избежание недоразумений не актуальные в данном случае транспондеры следует тщательно запереть в «железном мешке». Надеемся, нам все же не придется возить в машине мешочек с электроникой для многочисленных линий T-pass. Со временем «Автодор», быть может, какнибудь придумает одно-единственное, общее, устройство для всех платных дорог страны?
➔ Развязка под завязку
На столичной МКАД открыты две новые эстакады, вошедшие в состав развязки Ленинского проспекта, Киевского шоссе и МКАД. По новым эстакадам длиной 800 и 500 метров с Киевского шоссе можно попасть на любую из сторон кольцевой дороги. Эта развязка одна из самых больших в городе, всего в рамках ее реконструкции будет построено 14,8 км дорог. Ранее уже были запущены эстакадасъезд с Ленинского проспекта на внешнюю сторону МКАД и путепровод с внешней стороны МКАД по направлению в центр. На открытии новых эстакад строители пообещали в самое ближайшее будущее запустить финальный элемент развязки – тоннель, по которому станет возможен съезд с внутренней стороны МКАД на Киевское шоссе. Любопытно, как рассказал глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, плановые сроки строительства открывшейся развязки составляют 36–40 месяцев, однако по факту маяться в пробках на МКАДе в этом месте пришлось значительно меньше. Работы проведены всего за 18 месяцев.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl