Каким был бы Мохаммед Али, останься он Кассиусом Клеем

PlayboyЗнаменитости

Мохаммед Али: откровенный разговор с поэтом

Ноябрь 1975

Интервью Lawrence Linderman

Пока мы готовили этот номер к печати, этот мир покинул один из величайших боксеров в истории. Чемпион долго держал удар – 32 года он жил с болезнью Паркинсона, несомненно, последствием яркой жизни в ринге, – но, очевидно, устал. Это интервью было сделано незадолго до третьего боя с самым принципиальным соперником Али, Джо Фрейзером. В нем Мохаммед восхвалял стихи собственного сочинения, ислам и заодно рассказал, каким был бы, останься он Кассиусом Клеем

PLAYBOY Одиннадцать лет назад, во время нашего прошлого интервью, вы все еще были Кассиусом Клеем. Скажите, чем бы занимался сейчас тот, прежний Кассиус Клей?

АЛИ Кассиус Клей сейчас тренировался бы в Париже, потому что французские промоутеры предложили бы ему – то есть мне – бесплатно пожить в каком-то пляжном комплексе. А может, он был бы на Ямайке, в каком-нибудь местном шикарном отеле. Сейчас, если я встречаю женщину, я стараюсь рассказать ей о благородном Элайдже Мухаммеде (Элайджа Мухаммед – лидер афроамериканской организации «Нация ислама», членом которой в то время был Мохаммед Али. – Прим. ред.), чтобы помочь ей. Ну а Кассиус Клей просто затащил бы ее в отель и трахнул. Если бы я был Кассиусом Клеем, я бы, может, сидел сейчас в большом отеле в Нью-Йорке и думал: «Что ж, у меня есть время поразвлечься, так что отправлюсь-ка я на дискотеку, где полно белых девчонок, выберу самую симпатичную и проведу с ней ночь».

PLAYBOY Но в итоге вы предпочли другой путь?

До того как обратиться к исламу, я каждые два дня заводил себе новую белую подружку. Но еще тогда я чувствовал, что это неправильно, потому что мне вечно приходилось прятаться, лгать, изворачиваться. Я говорил себе: «Парень, это не стоит тех проблем». Черный мужчина рядом с белой женщиной чувствует, что делает что-то не то. Он может думать даже, что это любовь. Но вот они идут по улице, ты смотришь на них – и понимаешь, что им стыдно, и они прячут глаза. В них нет гордости. Сейчас я даже подумать не могу о том, чтобы бегать за белой женщиной. Я женат, я люблю замечательную чернокожую девушку. Но если бы не это, я бы стал ухаживать за другой – с тем же цветом кожи.

PLAYBOY Вы действительно сами пишете стихи, которые преподносите публике как свои?

АЛИ Разумеется. Я здорово умею это делать, мне даже предлагали стать профессором в Оксфорде. Я пишу поздно ночью, когда телефон перестает трезвонить, наступает тишина и никто не путается под ногами. Все великие писатели лучше всего творили ночью. А с утра я встаю и занимаюсь своими делами. Днем я обязательно ложусь вздремнуть хотя бы один раз. Понимаешь, я – человек земной. Я люблю людей, люблю город. Но теперь, стоит мне оказаться в городе, я не могу дождаться, когда смогу вновь убраться на свою тренировочную базу. Все эти неоновые вывески, поток машин, шум, толпа – от этого сходишь с ума. Вот забавно: начав обустраивать тренировочную базу на краю света, в северной Пенсильвании, я думал, что жизнь там будет сплошным мучением. Но там оказалось просто отлично: свежий воздух, родниковая вода, тишина, сельские виды. Там я много работаю – в городе я вряд ли так напрягался бы на тренировках. Там отлично пишутся стихи, и я сочиняю все время, даже когда тренируюсь. Кстати, там я написал стихотворение, которое, я уверен, лучше любых стихов, написанных до сих пор в этом мире.

PLAYBOY Откуда такая уверенность?

АЛИ Оно объясняет истину. Что может быть лучше? Кстати, оно так и называется: «Истина». Лично я считаю его настоящим шедевром. Но между прочим, я пишу не только стихи. Еще я увлекаюсь афоризмами. Хотите послушать? Вот, к примеру: «Войны народов меняют карту мира, а война с бедностью меняет мир». Неплохо, а? И вот еще: «Если в 50 ты видишь мир таким же, как в 20, значит, ты зря потратил 30 лет своей жизни». Это мудрые слова, так что мотайте их на ус, мистер Плейбой. А вот этот мне самому нравится: «В чем богатство человека? В знаниях! Если он хранит свои богатства в банке, а не в знаниях, то они принадлежат не ему, а банку». Все понятно?

PLAYBOY Конечно.

АЛИ Как вам этот: «Любовь – это сеть, в которую сердца попадают, как рыбы»?

PLAYBOY По-моему, довольно банально.

АЛИ Я с первого взгляда понял, что вы не слишком сообразительны. Но следующий вам точно понравится. Я называю его «Верхом на коне Надежды»: «Крепко держа поводья мужества, облаченный в латы терпения, защитив голову шлемом стойкости, я начинаю путешествие в страну любви». Ну, каково? Мохаммед Али – куда больше, чем просто боксер!

PLAYBOY Разумеется. Но давайте все-таки поговорим о боксе. Скажите, каково это – когда тебя достает своим ударом молотобоец вроде Формана или Фрейзера?

АЛИ Возьмите крепкую палку и ударьте ей по полу изо всех сил. Вы почувствуете, как ваша рука вибрирует – бонгггггг… Вот так вибрирует все ваше тело, если вы пропустили удар. Вам нужно как минимум 10-20 секунд, чтобы прийти в себя. И за это время вы неизбежно пропустите еще один удар, и опять – бонггггггг…

PLAYBOY И что, после этого тело по-прежнему слушается вас?

АЛИ Нет. Ведь телом руководит разум, а после удара ты не можешь думать. Ты просто в отключке и не понимаешь даже, где находишься. При этом тебе не больно, только это дребезжание во всем теле. Но когда такое происходит, я умею действовать на автомате.

Сознание может не действовать, я могу не понимать, что происходит вокруг, но я повторяю себе, что должен двигаться, сковывать противника, опускать голову. Я все время напоминаю себе это – не только после удара, просто на автомате. Да, я пропускаю удары, как и все великие – Шугар Рэй, Джо Луис, Роки Марчиано. Но великие умели продержаться до того момента, когда включится сознание. И я тоже это умею.

PLAYBOY Перед прошлым боем с Форманом в Заире вы вылили на него потоки ругательств. Как это вам помогает?

АЛИ Слушай, когда человек разъярится, он не может мыслить ясно. Но Джордж не злился, нет. Просто он верил тому, что писала пресса: что он непобедим и легко размажет меня. Он верил в это целых три раунда. И только в четвертом с изумлением понял, что у него проблемы.

PLAYBOY Вас не смутило то, что бой должен был пройти в Заире?

АЛИ Я так хотел вернуть титул, что готов был отделать Джорджа в телефонной будке. Чемпион мира в тяжелом весе – это серьезный титул. С ним ты всегда на виду. И теперь, когда я его вернул, каждый мой день наполнен солнечным светом. Проснувшись утром, я первым делом вспоминаю: я – чемпион мира в тяжелом весе! Куда бы я ни пришел – в ресторан, в парк, в школу, все вокруг шепчут: «Чемпион пришел!» Стоит мне войти в самолет – и тут же какой-нибудь мужчина говорит своему сынишке: «Сынок, смотри: это чемпион мира в тяжелом весе!» Телевидение берет у меня интервью, я могу объесться чем захочу – и денег все равно будет полно. Это и значит быть чемпионом. И пока я буду побеждать, это будет продолжаться. Так что сейчас перед боем я говорю себе: «Парень, если ты победишь, с тобой произойдет столько всего хорошего, что ты и представить себе не можешь!» В общем, я был согласен на Заир. И потом, это было символично – вернуть титул именно в Африке. Именно в Заире у меня открылись глаза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

3500 км по Индии: Без карты. Без путеводителя. На трех колесах 3500 км по Индии: Без карты. Без путеводителя. На трех колесах

О незабываемых приключениях в Индии от первого лица

Playboy
Страна лесов, озер и белых ночей Страна лесов, озер и белых ночей

Поехали в Карелию! Прогуляемся по старым улочкам Сортавалы, заглянем в старые штольни горного парка, поплаваем на лодочке по тихому озеру. Хорошо!

Лиза
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
Знакомая вся Ницца Знакомая вся Ницца

При всем внешнем легкомыслии, Лазурный берег — место для русского человека очень важное. Здесь сходятся две России: та, в которой мы живем, и та, которую мы потеряли.

GQ
От Севастополя до Галлиполи От Севастополя до Галлиполи

«Что для вечности временность гибели?» — духовное положение Белых в изгнании

Дилетант
Царское село Царское село

Группа ге­ро­ев «Татле­ра» эми­гри­ро­ва­ла из Москвы в Тульскую об­ласть и го­то­вит там ре­во­лю­цию. Генна­дий Иозефа­ви­чус докладывает.

Tatler
Синьор Нино Синьор Нино

Без Нино Черрути феномен итальянской мужской моды не был бы столь ярким и значительным.

The Rake
Идеальное лето Идеальное лето

Тестируя отели, эксперты The Rake ночевали, завтракали и заказывали спа-процедуры в Нью-Йорке, Цюрихе, Барселоне, Лондоне, в Турции и в Подмосковье

The Rake
Часы с боем Часы с боем

Вековой обычай отмечать ход времени ударами колокола не исчез со временем.

The Rake
Ангелы селфи Ангелы селфи

Звезды Инстаграма - что они не показывают и о чем не рассказывают

Maxim
Выпить на восходе Выпить на восходе

Иван Глушков отправился в турне по токийским барам. Он уверен, что московским бартендерам есть чему поучиться у японских коллег.

GQ
Царица полей Царица полей

Московская красавица Снежанна Георгиева показала Рубену Зарбабяну места своего детства, где теперь растит бизнес волшебных пузырьков.

Tatler
Ливанские недра Ливанские недра

Поселившись в аристократичном особняке османских времен, семейная пара из Бейрута обустроила его по своему вкусу: это и площадка для шумных домашних вечеринок, и оазис тишины в центре большого города.

AD
Дети Пикассо Дети Пикассо

Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

Tatler
Шалом, оберштурмбаннфюрер! Шалом, оберштурмбаннфюрер!

Фашистский диверсант Отто Скорцени к концу жизни работал на израильскую разведку

Maxim
Я «Луноход‑1» Я «Луноход‑1»

Рэпер L’One описал Дмитрию А. Быкову свой творческий путь из Якутска в космос. Как он пробился? Танцевал локтями.

Tatler
На старт, внимание, Маслова На старт, внимание, Маслова

Потянуло на молоденьких? Это нормально, уверен наш колумнист.

GQ
Драконовские меры Драконовские меры

После «Игры престолов» Эмилию Кларк узнали все и не узнавал никто. С выходом «До встречи с тобой» (в прокате с 7 июля) этой удобной анонимности придет конец.

GQ
Парк Юркого периода Парк Юркого периода

Те, кто не нажимал на педаль газа Porsche Macan, могут сказать, что это еще один Cayenne, только маленький. Они заблуждаются. Глубоко.

GQ
Грани разумного Грани разумного

Дом на Мосфильмовской — идеальная обертка для геометричных интерьеров мастерской za bor. Архитекторы воспользовались ситуацией с максимальным эффектом.

AD
С видом на игру С видом на игру

Stade de Bordeaux (Стад де Бордо) вместимостью более 42 000 человек также называют Stade Matmut Atlantique. Он был построен на месте старого стадиона специально к Eвро-2016 и открылся в 2015 году.

Quattroruote
Путь в астрал Путь в астрал

В 1968 году Дженис Джоплин купила белый кабриолет Porsche 356С, попросила Дейва Ричардса нанести на кузов психоделические рисунки и назвала автомобиль своим сердцем.

The Rake
Молодые ветра Молодые ветра

Тяжелый люкс обратил внимание на поколение миллениалов и их несерьезные проблемы с кожей.

Tatler
По олимпийской системе По олимпийской системе

Уже много лет подряд Omega является официальным хронометристом Олимпийских игр и замеряет результаты 28 летних и 7 зимних видов спорта.

The Rake
Цепная реакция Цепная реакция

На браслете, ремешке или цепочке – способов ношения часов по-прежнему не так уж много.

The Rake
Haute кузины Haute кузины

Смотрите, как выросли дочери сестер Миллер, самых ярких звезд американской аристократии!

Tatler
Самоцветы Самоцветы

Дизайнер Елена Учаева оформила дом в Подмосковье, вдохновившись детскими воспоминаниями о маминых украшениях. Интерьер получился похожим на шкатулку с драгоценностями.

AD
Красочное явление Красочное явление

Все дизайнеры обожают английские краски Farrow & Ball. Оказывается, теперь их используют еще и при производстве обоев. Рассказывает Ольга Сорокина.

AD
Звуковое кино Звуковое кино

София Коппола вышла на оперную сцену. Нет, она не поет. Но поставила в Риме «Травиату» Джузеппе Верди.

Tatler
Прокрастинатор. Судный день Прокрастинатор. Судный день

Как справиться с прокрастинацией... или хотя бы начать ею наслаждаться

Maxim
Открыть в приложении