Пополнять ряды вооруженных сил призывали машины из повседневной жизни

Популярная механикаАвто

Автобусы-монстры и трамваи-убийцы: опыт войны

Артём Платонов

«Не будь Второй мировой войны, я, наверное, конструировал бы технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд», — сказал Михаил Калашников. Великий конструктор, конечно, прав: мирная техника гораздо полезнее военной. Но и без последней не обойтись, причем в ряде случаев пополнять ряды вооруженных сил призваны машины из повседневной жизни.

После приручения пара цивилизация получила толчок к бурному развитию. Самокатные повозки, с переменным успехом создаваемые разными изобретателями, получили более надежный, нежели мускульная сила или сила ветра, движитель. Все это привело к тому, что в первой четверти XIX века по дорогам Великобритании вовсю запылили паровые омнибусы — предтечи рейсовых автобусов. За ними последовали машины с электромотором и с двигателем внутреннего сгорания, пока, наконец, в начале ХХ века пассажирский маршрутный автобус не стал таким же обычным предметом пейзажа, как конка или трамвай.

Вскоре грянула Первая мировая война, которой суждено было стать и первой войной моторов. Так как специализированных военных машин в войсках отчаянно не хватало, на фронт потянули все мало-мальски пригодные гражданские машины, в том числе и автобусы. Лидером в данной области стала старушка Британия, которая с 1914 по 1918 год изъяла 954 (по другим данным — 1319) автобуса с коммерческих линий и перебросила их на фронт. Мобилизованные машины красили в хаки, из них убирали стекла, а борта «бронировали» двухдюймовыми деревянными досками.

08619551fcd9c9adf2817a2e757daac5.jpg

В основном автобусы перевозили солдат (в стандартный двухэтажный автобус помещалось 25 человек со всем снаряжением или же 4 т груза), боеприпасы и снаряжение, раненых; некоторые были приспособлены под мобильные голубятни для обеспечения связи, а на некоторые даже поставили противовоздушные пушки, превратив таким образом машину в самоходную зенитную установку. В спешке не обошлось и без курьезов — некоторые автобусы после отправки на фронт не успели перекрасить, и они шли на передовую, сияя рекламой на бортах и фирменной красно-белой раскраской.

Автобусы-монстры

После войны автобусы вернулись к своему гражданскому назначению, однако их уже планово рассматривали в качестве потенциальной военной техники. Так, в СССР в 1920-х годах некий Лебедев подал заявку на патент бронекорпуса, который в случае войны должен был надеваться на автобус, превращая его в броне-транспортер. Патент изобретатель не получил, упоминание об этом факте встречается лишь в списках отклоненных заявок, но идея снова «всплыла» в Туманном Альбионе в начале Второй мировой. Конечно, бросать двухэтажную лондонскую гордость на танки Гудериана никто не собирался, а вот послужить британскому ополчению эти мастодонты вполне могли.

История сохранила изображения всего двух английских автобусов, кустарно переделанных в БТР. Первой жертвой стал одноэтажный Chevrolet выпуска 1930-х, получивший слабое бронирование и люк со щитком на крыше. Вторым донором послужил AEC Regent (ST), 20 экземпляров которого были переоборудованы и переданы Чисвикскому батальону хоумгварда. Тут к делу подошли серьезней: второй этаж автобуса сняли и надели коробкообразный бронекорпус с остроконечной крышей. Полностью загруженная бойцами машина весила порядка 12 т.

В Соединенных Штатах военные умы также размышляли над облачением автобуса в погоны. В 1943 году в Кемп-Карсон инженер Дан Джиллспай представил изумленной публике двухэтажный прицеп на… 260 человек! Судя по всему, он предназначался для подвоза личного состава целого батальона к транспортным самолетам либо транспортирования людей с одного аэродрома на другой. Получившийся автобус (а грузовики с полуприцепами начиная с 1930-х годов активно использовались в различных странах как автобусы) мог развивать скорость до 64 км/ч и выглядел как космический аппарат пришельцев. В серию конструкция не пошла.

7a61aea4b794478ad66134bbc43c4d6a.jpg
Лайнер пустыни. Огромный 17,5-метровый лайнер пустыни на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6 использовался Британскими ВВС в Северной Африке, где англо-американские войска с переменным успехом воевали с итало-немецкими. Бронированный «монстр» мог перевозить 44 пассажира (из числа командного состава или журналистов) прямо по территории военных действий. На борту полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, холодильник и большие запасы воды.

Британские королевские военно-воздушные силы тем временем решали другую проблему: как перевозить высший командный состав по Северной Африке, где англо-американские войска с переменным успехом воевали с итало-немецкими. В частности, для ВВС был перестроен 17,5-метровый «лайнер пустыни» на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6, который до войны совершал рейсы Багдад-Дамаск. Для удобства пассажиров (а с 1943 года — высших чинов ВВС в количестве 44 человек) на борту просторного полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, холодильник и большие запасы воды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как правильно чистить смартфон от загрязнений Как правильно чистить смартфон от загрязнений

Мобильный телефон называют одним из самых загрязнённых предметов в доме

Популярная механика
«Братство» Лунгина: фильм, который хотели запретить в Совете Федерации «Братство» Лунгина: фильм, который хотели запретить в Совете Федерации

В прокат вышел вызвавший скандал фильм Лунгина об афганской войне «Братство»

Forbes
Подготовка к зиме: обязательный набор автомобилиста Подготовка к зиме: обязательный набор автомобилиста

Что входит в обязательный набор, который нужно возить с собой в автомобиле зимой

4x4 Club
Сальвадор Дали — о своих антиницшеанских усах, всегда обращенных в небо Сальвадор Дали — о своих антиницшеанских усах, всегда обращенных в небо

Сальвадор Дали, «Дневник одного гения»

Esquire
Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни

Почему резкое исчезновение партнера может стать испытанием для психики?

Psychologies
Разбор последней серии «Игры престолов», или несколько слов в защиту сценаристов Разбор последней серии «Игры престолов», или несколько слов в защиту сценаристов

Пришло время проститься с сериалом, с которым мы прожили восемь лет

Esquire
Как создать загрузочную флешку: два способа на разные случаи Как создать загрузочную флешку: два способа на разные случаи

Загрузочные флэшки — средства экстренного восстановления Windows

CHIP
И что он в ней нашел... И что он в ней нашел...

Романы между интересными, состоявшимися мужчинами и простушками – не редкость

Лиза
Как российский бизнес и рубль пострадают от торговой войны США и Китая Как российский бизнес и рубль пострадают от торговой войны США и Китая

От торговой войны между Китаем и США могут пострадать сырьевые компании

Forbes
Кто такая Шэрон Тейт и почему о ней надо знать Кто такая Шэрон Тейт и почему о ней надо знать

Об актрисе, которую Марго Робби играет в «Однажды... в Голливуде»

Vogue
«Нам нужен план новых санкций». Как Вашингтон собирается противостоять России «Нам нужен план новых санкций». Как Вашингтон собирается противостоять России

Основные моменты слушаний на тему «Противодействие возрождающейся России»

Forbes
Странная геометрия Странная геометрия

В дизайне ковров и обоев новый тренд — окончательный слом стереотипов

SALON-Interior
BTS — современные Beatles? Разбираемся в вопросе BTS — современные Beatles? Разбираемся в вопросе

Стили BTS и The Beatles не так уж и различаются

Cosmopolitan
Американский бизнес решил не бойкотировать Петербургский форум после дела Калви Американский бизнес решил не бойкотировать Петербургский форум после дела Калви

Крупнейшие американские компании собираются на ПМЭФ

Forbes
От рейтинга бога к рейтингу богочеловека От рейтинга бога к рейтингу богочеловека

Что происходит с оценкой Владимира Путина россиянами

Forbes
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Ужин в постель: 10 продуктов-афродизиаков Ужин в постель: 10 продуктов-афродизиаков

Какие блюда или продукты выбрать для усиления сексуальной энергии?

Cosmopolitan
Всевидящее око: как стартап Diffbot собрал в Сети триллион фактов и обошел Google Всевидящее око: как стартап Diffbot собрал в Сети триллион фактов и обошел Google

Поисковик, который умеет анализировать разбросанную по интернету информацию

Forbes
7 брендов украшений из Китая, о которых нужно знать 7 брендов украшений из Китая, о которых нужно знать

Вдохновляющие, неординарные и очень эффектные украшения из Китая

Vogue
Предшественники «Ауруса»: как в России сочиняли лимузин для правительства Предшественники «Ауруса»: как в России сочиняли лимузин для правительства

Первый лимузин в истории современной России не мог появиться из ниоткуда...

Maxim
5 самых честных документальных советских фильмов о Великой отечественной войне 5 самых честных документальных советских фильмов о Великой отечественной войне

Некоторые из этих фильмов создавались и выпускались непосредственно в годы войны

Playboy
«Мы расстались»: что писать в соцсетях после разрыва «Мы расстались»: что писать в соцсетях после разрыва

Как публичность может навредить или помочь при разрыве

Psychologies
4 повода испытать чувство безысходности, выбирая чайник 4 повода испытать чувство безысходности, выбирая чайник

Как правильно выбрать чайник

CHIP
Угрозы и обвинения Хенрика Якобсена: сочетание ужасного с обыденным Угрозы и обвинения Хенрика Якобсена: сочетание ужасного с обыденным

Искусство Хенрика Пленге Якобсена может навлечь на вас целый рой печальных дум

Популярная механика
Муза Муза

Петербургская фитнес-богиня Анастасия Миронова делится своими мыслями

Собака.ru
Пять лет эмбарго. К чему привели продуктовые контрсанкции Пять лет эмбарго. К чему привели продуктовые контрсанкции

Ценники на отечественные товары по-прежнему реагируют на изменение курса рубля

Forbes
Самые дорогие бренды мира 2019 года по версии Forbes Самые дорогие бренды мира 2019 года по версии Forbes

Forbes составил ежегодный рейтинг самых дорогих брендов мира

Forbes
«39 жертв – только верхушка айсберга»: за что судят бывшее руководство France Telecom «39 жертв – только верхушка айсберга»: за что судят бывшее руководство France Telecom

Экс-руководителей одной из компаний Франции обвиняют в травле подчиненных

Forbes
Как пережитая травма делает нас сверхлюдьми: 5 уроков от Арьи Старк Как пережитая травма делает нас сверхлюдьми: 5 уроков от Арьи Старк

Чему нам всем стоит поучиться у Арьи Старк

Psychologies
Uber для квартиры: как два финансиста научились зарабатывать миллионы на ремонте Uber для квартиры: как два финансиста научились зарабатывать миллионы на ремонте

Сервис, который позволяет заказать индивидуальный ремонт и дизайн квартиры

Forbes
Открыть в приложении