Как возникли киностудии СССР, как менялись и что с ними случилось в итоге

ForbesИстория

«Арменкино» представляет: как работали и что снимали национальные киностудии в СССР

Наталия Эфендиева

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1929 (Фото DR)

Если в американском кино еще до начала фильма появлялся рычащий лев или женщина с факелом, то в советском любой фильм предваряла эмблема той государственной киностудии, где он был снят. В республиканских киностудиях СССР в свое время снимали и коммунистические агитки, и работали выдающиеся режиссеры. Кинокритик Наталия Эфендиева рассказывает, как они возникли, как менялись в течение 70 лет и что с ними случилось в итоге.

Важнейшее из искусств

Одни республиканские киностудии возникли спустя короткое время после завершения Гражданской войны, другие были образованы накануне Великой Отечественной, а третьи появились только ближе к ее концу. Иногда представители новой советской власти получали кинопредприятия путем национализации, то есть они появлялись там, где уже были ресурсы — человеческие и технические, существовала инфраструктура и была сформировавшаяся аудитория.

Так, будущий «Азербайджанфильм» возник в 1921 году на базе частной киностудии ««Фильма» братьев Пироне», а Всеукраинскому фотокиноуправлению (ВУФКУ), просуществовавшему восемь лет и уничтоженному в 1930 году, отдали ателье и студии продюсеров, создававших российское кино до 1917 года: Ермольева и Ханжонкова — в Ялте, Гроссмана, Харитонова и Борисова — в Одессе. Проверенный способ использовали и в 1940 году, после включения Эстонии, Латвии и Литвы в состав советских территорий, для создания будущих «Таллинфильма» (на основе киностудии «Estonia Film»), Рижской и Литовской киностудий.

Но все же большая часть будущих фабрик «красной мечты» возникла с нуля, в качестве подразделений Наркомпроса или корпунктов (например, «Молдова-фильм»), для выполнения очень простой и практической функции — создания кинохроники и киноочерков. При этом при наличии достаточного числа творческих кадров к игровому кино они переходили уже через пару-тройку лет («Грузия-фильм», «Арменкино», ВУФКУ).

Режиссеры, снимавшие ранние национальные фильмы, были людьми незаурядными, с богатой биографией. Одна из самых колоритных личностей — отец армянского художественного кино Амо Бек-Назаров (настоящее имя — Амбарцум Бек-Назарян). До кинематографа он зарабатывал на жизнь французской борьбой. Его кинокрестным стал Григорий Либкен, позвавший Амо работать в свою ярославскую киностудию, а уже оттуда экс-борца переманил в Москву один из главных продюсеров дореволюционного кино Александр Ханжонков. В его киноателье Бек-Назаров и стал звездой, снявшись в нескольких десятках фильмов.

После революции он не эмигрировал, а отправился в Грузию, где сперва основал и возглавил местную секцию Наркомпроса, а затем пошел выше — стал директором и худруком Государственной киностудии Грузии. Первый армянский фильм Бек-Назарян снял еще на этом посту. Фильм «Намус» («Честь», 1925) — трагическая история любви — имел такой успех, что в честь него даже назвали и запустили в производство новую марку папирос. За ним последовали драма «Зарэ» — о жизни курдов в дореволюционной России, комедия «Шор и Шоршор» — о забавных перипетиях в жизни сельских бездельников, «Хас-Пуш» — о восстании персидских крестьян и горожан в конце XIX века.

Кадр из фильма «Намус», 1925 (Фото DR)

Многонациональное кино

Первые годы управление студиям пребывало в руках местных кинематографистов. Пока в Москве под вывеской «Совкино» шло масштабное поглощение и слияние возникших в период НЭПа кинопредприятий (на время увернуться удалось лишь «Межрабпомфильму» и «Востоккино»), республиканские киностудии продолжали жить своей жизнью, не оглядываясь ни на кого. Разумеется, никто не снимал с них обязанности продвигать в массы советскую идеологию, но надзора за качеством исполнения не существовало. Как не существовало финансовых и творческих отчетов в центр: съемочные бюджеты, студийные планы и прокатная политика находились в ведении местных властей.

Это позволило в короткий срок сложиться двум самобытным национальным кинематографиям — грузинской и украинской. В Грузии дебютируют Николай Шенгелая («Элисо», 1927), Михаил Чиаурели («Саба», 1929; «Хабарда», 1931), Котэ Микаберидзе («Моя бабушка», 1929), Михаил Калатозишвили («Соль Сванетии», 1929; «Гвоздь в сапоге», 1932), снимавшие кино даже по тем меркам авангардное по языку, изобретательное в выразительных средствах и нередко остросатирическое, гротескное и эксцентрическое.

В Украине режиссеры Александр Довженко («Звенигора», 1927; «Арсенал», 1928; «Земля», 1930), Георгий Стабовой («Два дня», 1927), Иван Кавалеридзе («Ливень», 1929; «Перекоп», 1930; «Штурмовые ночи», 1931), Виктор Турин («Борьба гигантов», 1926; «Его карьера», 1928) создавали кинокартины поэтические, наполненные метафорами и символами, зачастую опираясь на национальную фольклорную традицию. И в это же время складывался феномен украинской операторской школы: Алексей Калюжный (расстрелян в 1938-м), Даниил Демуцкий (работал с Довженко), Михаил Кауфман («Одиннадцатый», 1928; «Человек с киноаппаратом», 1929), Николай Топчий (работал с Кавалеридзе) формируют изобразительную традицию, отличавшуюся экспрессией, живописностью и композиционной завершенностью в каждом кадре.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов Такие же, как мы. Почему люди боятся человекоподобных роботов

Люди сначала симпатизируют человекоподобным роботам, а потом начинают бояться их

СНОБ
Евгений Кремчуков: «Волшебный хор». Отрывок из романа Евгений Кремчуков: «Волшебный хор». Отрывок из романа

Глава из романа, который пытается разобраться в смыслообразованиях России

СНОБ
Проговаривайте вслух и играйте в ассоциации: 5 эффективных способов запомнить все — научные рекомендации Проговаривайте вслух и играйте в ассоциации: 5 эффективных способов запомнить все — научные рекомендации

Какие техники помогут запомнить все?

Psychologies
Почему мы наказываем себя и как перестать это делать? Почему мы наказываем себя и как перестать это делать?

Всегда считаете себя виноватыми в любой ситуации?

Psychologies
Ритуалы, которые сделают тебя счастливее: советует парапсихолог Ритуалы, которые сделают тебя счастливее: советует парапсихолог

Что делать, если счастье в твоей жизни пока недостижимо?

VOICE
Как почистить кофемашину любого типа натуральными средствами? Кофе станет в разы вкуснее! Как почистить кофемашину любого типа натуральными средствами? Кофе станет в разы вкуснее!

Качество кофе из кофемашины напрямую зависит от ее чистоты!

ТехИнсайдер
«Узнаю характер по костям»: чем привлекательна профессия антрополога и как ее получить «Узнаю характер по костям»: чем привлекательна профессия антрополога и как ее получить

Антропологи отличаются добротой и любовью к людям в целом и по частям

Вокруг света
Почему жертв кибермошенников не становится меньше Почему жертв кибермошенников не становится меньше

Каждый второй россиянин хоть раз становился жертвой кибермошенников. Почему?

Forbes
Красота без жертв Красота без жертв

Веганская косметика: этика и эстетика

Robb Report
Эластичный алкоголь: как российские потребители реагируют на налоговую политику Эластичный алкоголь: как российские потребители реагируют на налоговую политику

Россияне при повышении цены алкоголя сокращают его потребление

Forbes
Готовимся к лету: как почистить кондиционер своими силами Готовимся к лету: как почистить кондиционер своими силами

Пошаговая инструкция, как почистить кондиционер, — будет работать как новый!

ТехИнсайдер
Скорость гулявших по вулканическому пеплу австралопитеков оценили примерно в 2,88 километра в час Скорость гулявших по вулканическому пеплу австралопитеков оценили примерно в 2,88 километра в час

Испанские ученые вновь изучили цепочки следов гоминин из местности Лаэтоли

N+1
«Искусство этого века»: как Пегги Гуггенхайм придумала музей живых сущностей «Искусство этого века»: как Пегги Гуггенхайм придумала музей живых сущностей

Отрывок из книги «Музей вне себя. Путешествие из Лувра в Лас-Вегас»

Forbes
«Убила детей, чтобы отомстить мужчине»: Медея — как менялась интерпретация древнегреческого мифа «Убила детей, чтобы отомстить мужчине»: Медея — как менялась интерпретация древнегреческого мифа

Кто же такая Медея: хладнокровная детоубийца или обманутая женщина?

Psychologies

Что скажут «за корты» люди авторитетные — биологи, медики, антропологи

ТехИнсайдер
Зачем нам чувства? Понятно о науке: объяснения психиатра Зачем нам чувства? Понятно о науке: объяснения психиатра

Как у нас возникают эмоции и для чего они нам нужны?

Psychologies
Наши бабушки и дедушки – новые иконы стиля: это официальный мировой тренд Наши бабушки и дедушки – новые иконы стиля: это официальный мировой тренд

Новый мегатренд, которому теперь следуют селебрити

VOICE
Александр Долгих. Не знаете какие шины выбрать? Я вам помогу Александр Долгих. Не знаете какие шины выбрать? Я вам помогу

Что учесть, выбирая шины для автомобиля?

4x4 Club
Биоспелеология: что ищут биологи в пещерах Биоспелеология: что ищут биологи в пещерах

Какая фауна обитает в пещерах?

Наука и жизнь
Как кроссовки Nike Cortez рассорили американцев с японцами и покорили гангстеров Как кроссовки Nike Cortez рассорили американцев с японцами и покорили гангстеров

«Кортезы» — пара, которая помогла Форресту Гампу пересечь страну пешком

Правила жизни
Я, он и его бывшая: реальные истории о манипуляциях и эмоциональной зависимости Я, он и его бывшая: реальные истории о манипуляциях и эмоциональной зависимости

Преследования, угрозы, попытки вернуться... Почему бывшие ведут себя так?

Psychologies
Вино, виски и водка в космосе: четыре удивительных факта Вино, виски и водка в космосе: четыре удивительных факта

История про русских и коньяк, который они пьют на МКС, гуляет по миру

Maxim
QLED или OLED: как правильно выбрать телевизор? QLED или OLED: как правильно выбрать телевизор?

В чем разница между телевизорами QLED или OLED?

ТехИнсайдер
«Когда вытаскиваешь наружу свои боли, начинаешь с ними справляться» «Когда вытаскиваешь наружу свои боли, начинаешь с ними справляться»

Театр лечит — уверена актриса Марьяна Спивак

OK!
«Эту сумку мне муж купил»: как материальная зависимость от мужчины ограничивает женскую свободу «Эту сумку мне муж купил»: как материальная зависимость от мужчины ограничивает женскую свободу

Почему финансовая зависимость может стать проблемой и как избежать этого?

Psychologies
Портрет в портрете Портрет в портрете

Иногда атрибуции сплетаются в исторические цепочки

Дилетант
Выйти из тени Выйти из тени

Когда любимое хобби приносит деньги: как избежать проблем с законом

Лиза
Смерть мужа, помолвка с магом и неизлечимая болезнь: крутые виражи в жизни звезды бразильских сериалов Сузаны Виейры Смерть мужа, помолвка с магом и неизлечимая болезнь: крутые виражи в жизни звезды бразильских сериалов Сузаны Виейры

Сузана Виейра была одной из главных икон бразильских сериалов

VOICE
Это было навсегда, пока не кончились персики Это было навсегда, пока не кончились персики

«Земля Алькаррас»: кинороман о каталонских фермерах

Weekend
Венгерское море: чем прославилось озеро Балатон Венгерское море: чем прославилось озеро Балатон

Озеро Балатон — живой свидетель многих событий национальной истории

Вокруг света
Открыть в приложении