Amazon начала XX века: история расцвета и краха компании Sears
Продажа через каталог вместо сайта, пневматическая почта вместо интернета, данные переписи вместо соцсетей — как работала Sears, которую смело можно назвать Amazon доинтернетовской эпохи, и почему она потерпела крах.
Миссия Amazon заключается в том, чтобы захватить обычную розничную торговлю, а не похоронить ее. За последние два года компания открыла 18 книжных магазинов . Прошлым летом компания купила Whole Foods за $13,7 млр и ее 460 продуктовых магазинов, а год назад объявила о партнерстве с Kohl's, чтобы закрепить свое присутствие в физическом мире покупателей. Почему Amazon все больше и больше напоминает старомодного ретейлера?
Корпоративная стратегия компании, похоже, основана на знакомой пьесе — Sears, Roebuck & Company. Сегодня, когда Sears — всего лишь напоминание всем лидерам бизнеса о том, как увядают даже самые крупные компании, легко забыть о том, насколько инновационной была компания ровно 100 лет назад. Она извлекала выгоду из бизнеса, связанного с доставкой по почте для создания физического присутствия в розничной торговле. Чтобы понять Amazon, его эволюцию, стратегию и, возможно, будущее — вернемся во времена Sears.
Интернет до появления Интернета
В эту компанию в начале XX века поступало 105 000 заказов ежедневно, масштаб был таков, что она стала экономической силой, обогащающей или разоряющей поставщиков, продвигая их продукты, диктуя условия производства. Город, где располагалась ее штаб-квартира, процветал благодаря огромным складам и фабрикам этого технологического ретейлера. В этом городе открывали свои офисы другие фирмы: партнеры и конкуренты. Государственные и местные органы власти жаловались на то, что торговая компания наносит ущерб розничным торговцам в небольших городах. Это была Sears, Roebuck & Company в начале 20-го века в Чикаго.
В середине 1880-х годов Ричард Уоррен Сирс работал торговым агентом на станции на железной дороге Миннеаполиса и Сент-Луиса в Северном Редвуде, штат Миннесота (США) и набирался опыта в продаже древесины и угля. Знания пригодились в 1886 году, когда местный ювелир отказался доставлять партию золотых часов из Чикаго. Сирс купил их сам, продал с прибылью и заказал больше. Он основал часовую компанию RW Sears в Миннеаполисе, а затем переехал в Чикаго в 1887 году и сотрудничал с Алвой Робаком, часовым мастером из Индианы. Им обоим было по двадцать.
В следующем году они создали каталог часов и ювелирных изделий, а в 1893 году запустили Sears, Roebuck and Co. — почти за 100 лет до основания Amazon в Сиэтле в 1994 году. Два года спустя пара чикагских бизнесменов купила 50% акций Roebuck за $75 000 (около $2,2 млн в настоящее время с учетом инфляции). Продажи достигли $750 000, а культовый каталог Sears вырос до 532 страниц: некоторые его часто называли «потребительской Библией», хотя были и те, кто использовал его как туалетную бумагу.
Sears стал Amazon своего времени, потому что его основатель Ричард Уоррен Сирс использовал две большие сети для обслуживания своего предприятия: железные дороги и почтовую службу Соединенных Штатов. Почта была интернетом до Интернета: в конце XIX века старая добрая почта США все еще была инновацией. Распространение телеграфа, железных дорог и предоплаченных посылок сделало связь и доставку дешевле, чем когда-либо прежде, а когда в 1896 году почтовая служба начала бесплатную доставку в сельскую местность, все дома в Америке открыли свои двери для каталога Sears. Американцы на своих диванах просматривали каталоги ювелирных изделий, продуктов питания и книг, а поставщики отправляли посылки по железной дороге.