Выходы к морю
Дефицита в терминалах для отгрузок зерна на внешние рынки нет, но есть внутренние перекосы
Российские мощности по перевалке зерновых культур оцениваются от 62 млн до 72 млн т. Учитывая, что на экспорт через море в сезоне 2022/23 было отправлено менее 51 млн т, с одной стороны, имеющегося объема достаточно. С другой — бо́льшая часть терминалов сосредоточена на юге, что как минимум накладывает ограничения на географию закупок продукции для вывоза: отправлять пшеницу из Сибири или Поволжья через Черное море экономически не целесообразно. Стране нужны новые перевалочные мощности, в первую очередь на Балтике, что заметно расширило бы экспортный потенциал и облегчило работу трейдерам.
По данным аналитического центра «Русагротранса», общая мощность терминалов для перевалки зерна по состоянию на конец 2022 года составляла в России 62,5 млн т в год, из которых на юг страны приходилось 53 млн т. В сезоне 2022/23 отечественными портами было отгружено 50,8 млн т зерна (в 2021/22 — 33,9 млн т) — это около 80 % общей емкости и вполне оправданно с учетом неравномерной нагрузки на порты в различные месяцы года, изменчивой конъюнктуры, погодных условий и прочего, говорит руководитель центра Игорь Павенский.
Согласно оценке Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России, мощности специализированных морских терминалов для отгрузки зерна из России на начало 2023-го составляли 72 млн т, отмечает гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко (см. график на стр. 22). В этом объеме 88 % занимают порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ).
Дефицита не наблюдается
Россия способна экспортировать до 70 млн т зерна при использовании всех перевалочных мощностей страны, включая сухопутные погранпереходы, утверждает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Чтобы иметь возможность отгружать еще больше, необходимо достраивать новые терминалы и модернизировать действующие, обращает внимание он. «В перспективе наращивание экспортных отгрузок зерна вполне реально, правда, для этого нужно продолжать увеличивать производство, а чтобы это было возможно, придется отменять экспортные пошлины, поскольку они лишили производителей финансовых ресурсов для расширения посевов», — подчеркивает эксперт.
Дефицита в мощностях для отгрузок зерна на внешние рынки нет, однако есть определенные внутренние перекосы, считает Злочевский. Впрочем, они быстро исправляются рынком. Периодически возникает нехватка терминалов для погрузки в крупнотоннажные суда, что приводит к увеличению перевалки на рейде. «С мелководных портов Азово-Черноморского бассейна продукция отправляется в открытую акваторию на малых судах грузоподъемностью до 7 тыс. т, где переваливается на Panamax, способный перевозить уже до 50–80 тыс. т», — поясняет Злочевский.
Развитие перевалки зерна определяется близостью к ресурсной базе, к странам-покупателям, наличием флота, развитием инфраструктуры (сетью железных и автодорог), перечисляет начальник южного филиала «Центра Агроаналитики» Оксана Щербина. Согласно Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса России, которая была утверждена в 2019 году, номинальные мощности перевалки зерна на экспорт в целом по стране тогда составляли 53,2 млн т, напоминает она. По планам же к 2035-му эта цифра может вырасти до 83,1 млн т, в том числе до 57,4 млн т для портов АЧБ, до 13 млн т — для Балтики и до 10,5 млн т — для Дальнего Востока.
Основной поток зерна традиционно идет через порты АЧБ, подтверждает эксперт. Это связано с меньшими логистическими затратами по доставке грузов до конечного покупателя. «Большая доля российского зерна ́ уходит в страны Африки, Персидского залива и в Турцию, что делает южные порты более конкурентоспособными по сравнению с другими, — объясняет она. — А высокие урожаи Краснодарского края, Ростовской области, кавказских и близлежащих регионов Центральной России позволяют оперативно реагировать на изменение мировых цен и не испытывать существенных сложностей с вывозом».
«Объединенная зерновая компания» (ОЗК) осуществляет отгрузку зерна на экспорт через собственные портовые активы, основным из которых является «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП) — крупнейший глубоководный зерновой терминал в акватории АЧБ. По итогам сезона 2022/23 через НКХП было перевалено 6,4 млн т зерна, что сопоставимо с рекордным показателем 2020/21-го, когда объемы достигли 6,5 млн т. В текущем году максимально в месяц НКХП отправлял за рубеж 742 тыс. т в январе и 719 тыс. т в марте. При этом терминал осуществляет отгрузку зерновых культур на экспорт не только для ОЗК. В завершившемся сезоне услугами предприятия воспользовались более 10 экспортеров российского зерна, сообщает представитель компании.
Новый терминал на Балтике
В ближайшие годы мощности зерновых портовых терминалов в России превысят 80 млн т, прогнозирует Владимир Петриченко. Произойдет это благодаря реализации новых проектов. В апреле 2023-го компания «Порт Высоцкий» запустила мощности по перевалке зерна на Балтике в Ленинградской области на 4 млн т/год. Проект был реализован в рамках Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года». Емкость накопления терминала — 240 тыс. т, станция разгрузки позволяет принимать до 220 вагонов в сутки. Объем инвестиций составил около 5,5 млрд руб. Навигация из порта осуществляется круглогодично, рассказал член совета директоров УК «Порт Высоцкий» Андрей Гарнухин в ходе Балтийской зерновой ассамблеи, прошедшей в Санкт-Петербурге в июле.
По информации Центра оценки качества зерна, на 30 июня через терминал на экспорт было отправлено 140 тыс. т зерновых культур, в том числе 64 тыс. т ушло в Тунис, 27 тыс. т — в Турцию, 26 тыс. т — в Италию и 22 тыс. т — в Китай. В совокупности за три месяца из порта на внешние рынки отправлено шесть сухогрузов. «Инвестору удалось за три года построить огромный терминал с нуля и уже вывезти через него казахстанское и сибирское зерно — это, я считаю, подвиг! — восхищается Петриченко. — Спрос на отгрузки из “Порта Высоцкий” очень активный: люди действительно хотят контрактоваться на вывоз продукции этим путем». По словам эксперта, экспортировать зерно через данный терминал будет удобнее, чем через черноморские, всем поставщикам из Сибири, Казахстана, Верхнего Поволжья, средней полосы страны. «Грубо говоря, если нарисовать линию от Брянска через Орел, Липецк, Тамбов, Рязань, Пензу, то тем регионам, которые находятся севернее нее, будет выгоднее работать через терминал в Высоцке, чем через южные порты», — уточняет он.