Тепличная отрасль заиграла по-крупному
Консолидация в секторе будет усиливаться
Производство тепличных овощей в России активно развивалось с 2014 года в том числе благодаря существенной поддержке: часть затрат на строительство мощностей инвесторам компенсировало государство. С 2019-го капексы на возведение теплиц отменили, в результате чего не только сократился поток вложений в закрытый грунт, но и начали уходить с рынка наименее эффективные, небольшие предприятия. Однако что для одних игроков стало источником финансовых проблем, другим сулит дополнительные деньги — крупным компаниям легче продавать свою продукцию и расширять ассортимент.
Точкой отсчета развития российской тепличной отрасли можно считать 2014 год, когда было введено продовольственное эмбарго. К началу этого периода самыми крупными комплексами по выращиванию овощей закрытого грунта в нашей стране были те, что работали с советских времен — «Южный» в Карачаево-Черкесии и «Московский» в Подмосковье, знает гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. «Южный» был самым большим тепличным предприятием в СССР, и в первые годы в России его площадь составляла 144 га, сейчас, по данным самой компании, — 120 га. «Московский», согласно информации «Технологий Роста», занимает 50 га. «Оба комплекса используют в основном устаревшие конструкции. Хотя у „Московского“ и есть современные теплицы, которые предприятие периодически вводит взамен старых, доля их в общей площади невелика», — рассказывает эксперт.
С 2014 года в секторе стали появляться новые теплицы. Самый крупный тепличный комплекс, локализованный в одном месте, — «Агроинвест» в Калужской области, расположенный на 107 га. Догоняет его по масштабам компания «Агрокультура Групп» в Подмосковье. Оба предприятия обладают суперсовременными мощностями, которые практически полностью оснащены ассимиляционным досвечиванием с системами управления микроклиматом, питанием и защитой растений, сообщает Решетникова. Также эксперт выделяет «Зеленую линию» (Краснодарский край), аффилированную с сетью «Магнит», хотя с технологической точки зрения данный комплекс не так хорошо оснащен, как «Агроинвест» и «Агрокультура Групп». Самыми же значительными площадями на территории России обладают агрохолдинги и группы, специализирующиеся на овощеводстве в защищенном грунте, которые уже построили и продолжают возведение новых теплиц в самых разных регионах страны — «Эко-Культура», «Рост», ГК «Горкунов» и другие.
Доля крупных холдингов в тепличном производстве
Господдержка обернулась против отрасли?
Укрупнение в тепличном секторе действительно наблюдается. «Большие компании продолжают расширяться как за счет покупок, так и заканчивая свою инвестиционную программу строительства новых очередей, — комментирует партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. — Кроме того, некоторые из них инициируют проекты строительства теплиц за пределами нашей страны — в СНГ».
Особенно отчетливо в последнее время наблюдается укрупнение тепличных предприятий за счет слияния и объединения активов, отмечает Мурат Хутов, на момент подготовки статьи директор по производству тепличного комбината «Овощи Краснодарского края» (управляется УК «Рост»): «Холдинги объединяются друг с другом, мелкие предприятия поглощаются более масштабными». Совмещая финансовые ресурсы, инженерную инфраструктуру, систему сбыта, предприятия могут работать гораздо эффективнее, чем если бы каждое из них действовало само по себе, добавляет Решетникова.
Консолидация тепличных хозяйств — это объективная необходимость, вызванная рядом факторов, считает представитель агрокомбината «Московский». «Массовое строительство теплиц в последние годы под субсидированные кредиты и прямые компенсации затрат по линии Минсельхоза привело к резкому падению цен на тепличную продукцию, особенно в весенне-летний период, — говорит он. — В итоге большое количество хозяйств — как старых, так и вновь построенных — оказалось на грани банкротства». Невозможность отдавать кредиты подталкивает банкиров к тому, чтобы договариваться с сильными компаниями о прямой продаже или передаче разорившихся комплексов в оперативное управление. Эту ситуацию в «Московском» предсказывали еще пять лет назад и были категорически против «раздачи средств кому попало» без четко отработанной программы развития тепличной отрасли и конкретной привязки к емкости существующего рынка в зависимости от сезонности. «К сожалению, нас не услышали», — констатирует представитель агрокомбината.
Главным недочетом программы господдержки тепличной отрасли директор Плодоовощного союза Михаил Глушков также называет недостаточное внимание к продовольственному балансу регионов при распределении средств из господдержки. «В итоге мы получили излишнюю концентрацию теплиц в одних регионах и полное их отсутствие в других, — акцентирует внимание он. — Необходимо, чтобы инвесторы реализовывали проект там, где наблюдается дефицит тепличных овощей, а не там, где на десять квадратных километров несколько предприятий».
Решетникова уверена, что сильная компания не разорится. Среди крупных холдингов нет ни одного предприятия, которое стало бы банкротом, подчеркивает она. Все потому, что холдинги могут осуществлять взаимовыручку, перенаправляя финансовые потоки между хозяйствами в рамках группы. А у единичного тепличного комбината такой возможности нет. Что касается кредита, то его выдача, по мнению эксперта, всегда должна сопровождаться серьезным маркетинговым обоснованием коммерческой целесообразности проекта с анализом конкретных рынков сбыта и прогнозом его изменений, а не вообще в целом по России. Глушков напоминает, что далеко не все предприятия могли претендовать на возврат капексов, так как для получения данной меры поддержки необходимо было предоставить серьезный пакет документов, в том числе пройти госэкспертизу, а сделать это было очень непросто и дорого.
Преимущества крупных игроков
Тенденция к укрупнению объясняется также большим объемом и длительным сроком окупаемости инвестиций, которые требуются для запуска проектов по выращиванию овощей закрытого грунта, рассказывает Решетникова. По ее данным, вложения в тепличный сектор составляют порядка €3– 3,5 млн/га. «Малым предприятиям сейчас не получить кредит такого уровня даже на один гектар — это под силу только большим компаниям», — утверждает эксперт. Хотя, обращает внимание она, пока действовала господдержка в части возврата капексов, были и успешные проекты по производству овощей закрытого грунта площадью до 10–12 га. Например, в Курской, Орловской, Рязанской, Кемеровской областях, Чечне и Башкортостане. Усугубляет экономическую ситуацию в тепличном секторе постоянный рост энергозатрат, стоимости прочих ресурсов при падении цен на продукцию, добавляет Глушков.