Агхори: зачем йоги едят человечину
Их называют самой экстремальным и маргинальным направлением индуизма. Адептам этой религии рекомендуется употреблять алкоголь и совершать мистические ритуалы, связанные с трупами. Но исключительно для того, чтобы слиться с божеством — Шивой и его женской ипостасью, Кали.
Представьте себе типичного бродячего йога — в одной набедренной повязке, с торчащими ребрами, всклоченными волосами и бородой и горящими глазами. Именно так часто выглядят члены секты агхори — или они могут носить белую рубашку и брюки, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Потому что идея «агхоры» основана на совершенстве духа, а внешнее для нее не так важно. Задача идущих по этому пути — преобразовать свою личность, полностью растворившись в божестве.
При этом техники, которые используют эти граждане на своем пути постижения тантры, заставляют остальных индусов опасаться их, подозревая в колдовстве, некромантии и всех смертных грехах. Часть из которых агхори и правда практикует, как раз чтобы укрепить в себе отрицание идеи греха. И то, что пишут об агхори в Сети, часто просто спекуляции экзотике без попытки понять их суть. Это почти как опусы иностранных журналистов про странные ритуалы в российских банях.
Медитация на трупах и польза алкоголя
Если вдуматься, в агхоре нет ничего особенного. Идея слияния с божеством? Обычное дело, эта концепция даже в христианском романтическом мистицизме существует. Осознание бренности мира? Тоже весьма распространенная концепция. Просто агхори в своем самоотречении погружаются во тьму так глубоко, что начинают видеть свет.
Если одна из буддистских медитативных практик помогает бороться с похотью, мысленно разделяя женщину на составляющие — волосы, кожу, слизь, мясо, ногти — то агхори просто медитируют, сидя на трупах перед тем, как эти тела кремируют. Вот как описывает свой первый ритуал на кладбище ритуал один из агхори:
«Будучи сыном индусского купца, вплоть до самого этого момента я никогда раньше не прикасался даже к яйцу, не говоря уже о мясе или алкоголе. Но выбора у меня не было, и я сделал большой глоток из бутылки. О Боже! Мне показалось, что мое горло воспламенилось. На глазах у меня выступили слезы, ведь я впервые пил алкоголь. Джина Чандра Сури был настолько переполнен радостью по поводу моего согласия выполнять садхану, что стал проявлять по отношению ко мне особую заботу. Увидев, какое действие оказал на меня самогон, он в растроганных чувствах буквально выхватил бутылку и начал маленькими дозами собственноручно поить меня.