«Я не ставлю себе таких глобальных задач, как революция»: режиссер Максим Диденко о новом спектакле «Норма» по роману Владимира Сорокина
Одна из самых громких театральных премьер осени — спектакль по мотивам первого романа Владимира Сорокина «Норма», поставленный Максимом Диденко. В интервью Forbes Life режиссер рассказал о том, почему писатель отказался смотреть постановку до премьеры, чем эволюция лучше революции, а еще об алхимии и эзотерических опытах.
Максим Диденко — режиссер и хореограф. В 2000-х годах работал актером театра «Derevo», сотрудничал с Русским инженерным театром «АХЕ» и Центром современного искусства «ДАХ». Основал Протеатральное объединение «The Drystone» и «Русскую школу физического театра». Его спектакли можно увидеть в Гоголь-центре, Театре наций, Александринском театре, самые известные за последние годы — «Конармия», иммерсивный проект «Черный русский», «Чапаев и Пустота», «Цирк».
Начнем с главного события — премьеры спектакля «Норма». Почему вы решили сделать постановку именно по этому тексту?
Два с лишним года назад я ставил в Новосибирске спектакль по текстам Рубинштейна и как-то очень погрузился в московский концептуализм как явление. Потом я увидел фотографию с Приговым, Рубинштейном и Сорокиным. Это был снимок 1978 года, мне стало интересно, что тогда писал Сорокин, и выяснилось, что как раз «Норму». Меня поразило, насколько этот текст созвучен именно сегодняшней действительности. И конечно, меня впечатлило, насколько сложно он сконструирован. Это такая многосоставная текстовая композиция или инсталляция, и я поначалу даже не представлял себе, как это можно поставить, но идея меня очень увлекла. Я стал ходить по театрам, обсуждать возможность поставить, и с одним театром даже почти получилось, но потом все сорвалось. В итоге единственным человеком, который одобрил идею, стал Дмитрий Брусникин. Его не испугал этот текст — и впоследствии нам с Мастерской Брусникина удалось договориться с Константином Богомоловым поставить спектакль на сцене театра на Малой Бронной.
А вы обсуждали идею с самим Владимиром Сорокиным? Насколько сильно был изменен текст?
Над текстом работал Валерий Печейкин (драматург Гоголь-центра. — Forbes Life). Когда мы встречались с Сорокиным, он сказал: «Делайте, что хотите, единственное условие — ничего не дописывайте к тексту». Смотреть финальный вариант он не захотел, но я, конечно, рассказал ему об общей идее и сценографии. Там очень важное значение имеет не только текст, но и музыка: в постановку будет включено много, скажем так, оперных фрагментов. Музыку писал Леша Ретинский, современный академический композитор, который живет в Вене.