Удивительные предметы из коллекции музыканта Николая Голованова

Культура.РФКультура

7 редких экспонатов Музея-квартиры Николая Голованова

0:00 /
577.962
Ученики 1-го, 6–9-го классов синодального училища с директором Степаном Васильевичем Смоленским (в центре слева) во внутреннем дворе училища. В первом ряду (5-й слева) — Николай Голованов. Москва, 1900 год. Фотография: Vузей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Николая Голованова называли «главным дирижером Советского Союза». Он был не только талантливым музыкантом, но и заядлым коллекционером. В уютном пространстве Музея-квартиры Голованова в наши дни хранится его обширное собрание: старинные иконы, редкие фотографии и даже египетские древности. Об истории самых интересных экспонатов коллекции порталу «Культура.РФ» рассказала научный сотрудник музея Вера Давтян.

Фотография учащихся Синодального училища

Музыкальный талант юного Николая Голованова родители заметили сразу. Еще пятилетним ребенком он старался подражать дирижерским жестам одного «старика-немца, похожего на адмирала Нахимова, с орлиным профилем». В автобиографии Голованов писал: «В 1899 году меня отдали в начальное городское училище, а в 1900-м после пробы голоса и слуха из 360 конкурирующих мальчиков я в числе немногих счастливцев был принят в закрытый интернат Московского Синодального училища».

Голованов стал одним из последних воспитанников легендарной «Синодалки» — Московского Синодального училища церковного пения. Оно готовило учителей пения и регентов. Самые юные студенты находились в училище на постоянном пансионе. Уже на склоне лет Голованов вспоминал: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».

В годы революции училище было закрыто, о чем Голованов сильно переживал. На память об альма-матер у него сохранились фотографии. Первым снимком в его архиве стала фотография воспитанников училища, на которой запечатлен и сам дирижер.

Фотография с членами Царской семьи

Торжественное шествие императорской семьи из Успенского собора московского кремля. На заднем плане — Николай Голованов (в темном мундире). Москва, 23 августа 1914 года. Фотография: Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Имя Елизаветы Федоровны было связано для Голованова с воспоминаниями о ярком периоде его юности и становления. От природы будущий маэстро обладал феноменальными музыкальными способностями, отличным слухом и прекрасным голосом. Именно княгиня Елизавета пригласила талантливого выпускника Синодального училища в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которую она основала, руководить хором. Всю свою жизнь, даже когда это стало небезопасно, Голованов хранил удостоверение, подписанное Елизаветой Федоровной.

В годы революции, даже после убийства царской семьи, ни Голованов, ни его супруга, оперная певица Антонина Нежданова, не уехали из России. О том, что дирижер чувствовал в переломный для страны момент и как относился к появлению Советского Союза, исследователям известно мало. В дневниковых записях Голованова не осталось никаких воспоминаний.

Портрет Николая Голованова. Федор Иванович Захаров

Федор Захаров. Портрет Н.С. Голованова (фрагмент). Холст, масло. 1923. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Еще одним серьезным увлечением Николая Голованова было коллекционирование искусства: живописи, графики, скульптуры. На протяжении всей своей жизни дирижер собирал уникальные предметы со всего мира.

Коллекция живописи начала формироваться уже с середины 1910-х годов, а всего музыкант собрал около тысячи экспонатов, две трети которых составляли иконы и живопись русских мастеров. Не многое удалось сохранить до наших дней, однако небольшая часть «головановского» наследия сейчас представлена в музее.

Музыкант и сам любил позировать художникам. Искусствоведам известно 18 портретов Голованова, в том числе и картина кисти Федора Захарова, которая украшает рабочий кабинет дирижера. Художник тщательно прописал детали: лица оркестрантов Большого театра на заднем плане, нотный текст партитуры, даже яркие пометки самого дирижера на ней.

Николай Голованов и в самом деле никогда не играл по чистой партитуре, предпочитая выделять нюансировку и расставлять акценты прямо в нотных листках разноцветными карандашами.

Голова фараона

Голова фараона. Гранит. Египет, II тысячелетие до нашей эры. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Николай Голованов любил приобретать для своей коллекции вещи диковинные и необычные. В столовой музея-квартиры, в изящной французской горке, экспонируется небольшая часть собранных им археологических древностей. Например, там хранится каменный скульптурный портрет фараона, созданный в период Среднего царства во II тысячелетии до нашей эры. Египтологи до сих пор не могут установить, кого изображает эта скульптура — правителя Сенусерта III или его сына Аменемхета III.

Согласно многим свидетельствам, изначально Голованов хотел приобрести настоящую древнеегипетскую мумию. Однако его жена была категорически против такой покупки и грозилась не переступать порога дома, если мумия в нем все же появится. Дирижер от своей идеи отказался и приобрел древнеегипетскую скульптуру. Эксперты полагают, что эта история произошла во время расформирования Румянцевского музея в 1923 году.

Икона в окладе. Святитель Николай Чудотворец

Икона Святителя Николая Чудотворца (фрагмент). Дерево, левкас, темпера, металл. XX век. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

В собрании музея хранится уникальная икона XVII века. На ней изображен покровитель Николая Голованова — святитель Николай Чудотворец.

Дирижер был человеком глубоко верующим. Значительную часть его собрания составляли иконы — 120 образов. Еще при жизни музыканта его спальня была увешана от потолка до пола изображениями святых. Часть икон из коллекции Голованова хранилась и на даче на Николиной Горе.

Образы Голованову передавали друзья, коллеги, сами священнослужители, которые высоко ценили его творчество. Даже в годы религиозных гонений дирижер не скрывал иконы и не снимал со стен. Сейчас более 80 образов из его собрания хранятся в Третьяковской галерее.

Автограф партитуры «Принцесса Юрата»

Николай Голованов. Соч. 19. Лирико-фантастическая опера-сказка в 2-х картинах для голосов соло, смешанного хора и оркестра. «Принцесса Юрата» Москва, 1914. Автограф. Партитура. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Мало кто знает Николая Голованова как композитора, однако он написал множество произведений: оперы на исторические и эпические сюжеты, симфонические сочинения, духовную и фортепианную музыку, более 200 романсов и обработок народных песен.

Николай Голованов. Соч. 19. Лирико-фантастическая опера-сказка в 2-х картинах для голосов соло, смешанного хора и оркестра. «Принцесса Юрата» Москва, 1914. Автограф. Партитура. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Одним из крупных и значимых сочинений Голованова стала его дипломная работа в Московской консерватории — одноактная опера-сказка «Царица Юрата», либретто которой основано на балтийской легенде о происхождении янтаря. Произведение высоко оценил профессор Сергей Василенко. Он охарактеризовал оперу как «вещь исключительной красоты и силы». Художественный совет наградил Голованова денежной премией в тысячу рублей и золотой медалью, а также занес его имя на мраморную доску в фойе Малого зала Московской консерватории.

Николай Голованов. Соч. 19. Лирико-фантастическая опера-сказка в 2-х картинах для голосов соло, смешанного хора и оркестра. «Принцесса Юрата» Москва, 1914. Автограф. Партитура. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Комиссия приняла решение исполнить оперу в следующем сезоне, но из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны полноценная постановка так и не попала на сцену. «Сюиту из моей оперы исполнил в этом же году М.М. Ипполитов-Иванов в симфоническом концерте Русского музыкального общества», — писал в автобиографии Николай Голованов. Сохранился авторский автограф «Принцессы Юраты», который сегодня находится в фонде Музея музыки.

Партитура «Садко» с авторскими пометами

Страницы партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» с дирижерской разметкой Николая Голованова. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

В фонде музея сохранилась партитура оперы Николая Римского-Корсакова «Садко», по которой Голованов дирижировал на премьере в Большом театре. За музыкально-театральную интерпретацию этой постановки он был удостоен Сталинской премии I степени.

Страницы партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» с дирижерской разметкой Николая Голованова. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

На начальном этапе подготовки произведения для Голованова была крайне важна дирижерская разметка партитуры. Об этом говорят его рабочие документы, буквально испещренные разнообразными пометами. На первой и последних страницах (а иногда в отдельных частях и номерах произведений) Голованов предпочитал ставить одни и те же аббревиатуры скорописью. Исследователям удалось установить смысл двух из них. Сокращение «ИвБМ» означало обращение к иконе Иверской Богоматери, которую особо почитали москвичи. А «ССС» — обращение к святому Серафиму Саровскому — предваряло нотный текст многих партитур и закрывало их.

В конце партитуры оперы «Садко» Голованов написал целый «иконостас»: «Св. Ник., ИвБМ, ССергР, СТр, св Фил, Савва». Что значит: святитель Николай (чудотворец), Иверская Богоматерь, святой Сергий Радонежский, святители Трифон, Филарет и Савва Звенигородский.

Страницы партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» с дирижерской разметкой Николая Голованова. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему человеку нравятся кошки Почему человеку нравятся кошки

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему именно нам нравятся коты?

ТехИнсайдер
«Шпион среди друзей»: как британский разведчик 30 лет работал на КГБ и сбежал в СССР «Шпион среди друзей»: как британский разведчик 30 лет работал на КГБ и сбежал в СССР

Каким Филби представлен в сериале и насколько эта версия совпадает с реальностью

Forbes
В игристом настроении В игристом настроении

Брют: в чем отличие этого изысканного напитка от других игристых вин

Лиза
Съели молодильных яблок: звезды, которые почти не постарели за 20 лет Съели молодильных яблок: звезды, которые почти не постарели за 20 лет

Как тут не поверить в магию, когда эти знаменитости словно застыли во времени!

VOICE
Как легко и быстро нарезать ананас: 3 лучших лайфхака Как легко и быстро нарезать ананас: 3 лучших лайфхака

Лайфхак, который сэкономит ваши силы, нервы и время при чистке ананаса

ТехИнсайдер
«Кит» с Бренданом Фрейзером: как режиссер Аронофски находит силу в правде «Кит» с Бренданом Фрейзером: как режиссер Аронофски находит силу в правде

Почему фильм «Кит» интересен не только как актерский перформанс

Forbes
«Лягушка в кипятке»: как мы привыкаем к домашнему насилию «Лягушка в кипятке»: как мы привыкаем к домашнему насилию

Что такое синдром «лягушки в кипятке»

Psychologies
Мыло на драму Мыло на драму

«Нолли»: бенефис Хелены Бонем Картер

Weekend
8 самых больших самолетов в мире: титаны небес 8 самых больших самолетов в мире: титаны небес

Что может быть выше пятиэтажного дома и при этом еще и летать?

ТехИнсайдер
«Я никогда не была с женатыми мужчинами»: Лолита рассказала о съёмках сериала «Актрисы» «Я никогда не была с женатыми мужчинами»: Лолита рассказала о съёмках сериала «Актрисы»

Лолита Милявская рассказала, каково ей было работать с популярным режиссером

VOICE
Литература Литература

«Дыр бул щыл убеш щур», – до сих пор одно из самых глубоких русских высказываний

Правила жизни
Фрагмент эссе Александра Тимофеевского из книги Татьяны Толстой «Истребление персиян» Фрагмент эссе Александра Тимофеевского из книги Татьяны Толстой «Истребление персиян»

Отрывок из книги «Истребление персиян», посвященной Александру Тимофеевскому

СНОБ
Быстрее, тише, сильнее Быстрее, тише, сильнее

Sunreef Yachts: большие возможности катамаранов можно сделать еще больше

Y Magazine
Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны

Накопленная агрессия обладает разрушительной силой, но нам сложно распознать ее

Psychologies
«Яд материнской любви»: зачем врать о болезнях и какая может быть выгода в страданиях родных детей «Яд материнской любви»: зачем врать о болезнях и какая может быть выгода в страданиях родных детей

Автор книги «Яд материнской любви» рассказывает о своем печальном опыте

Psychologies
Персона Персона

О кризис-менеджменте, конкурентной борьбе и западных бизнес-стратегиях

Robb Report
Головные боли, бессонница и даже тяга к суициду: неочевидные проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за проблем с зубами Головные боли, бессонница и даже тяга к суициду: неочевидные проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за проблем с зубами

Придет ли кому-то в голову лечить депрессию у стоматолога? Вряд ли. А зря!

Maxim
«Это произошло на самом деле»: 8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях «Это произошло на самом деле»: 8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

Страшные фильмы и сериалы, в основу которых легли реальные события

Psychologies
На темной стороне: как развитие ИИ влияет на уровень кибербезопасности На темной стороне: как развитие ИИ влияет на уровень кибербезопасности

Представляя 2023 год через призму кибербезопасности, точно стоит быть оптимистом

Forbes
На АвтоВАЗе стартовало производство обновленной Lada Vesta На АвтоВАЗе стартовало производство обновленной Lada Vesta

АвтоВАЗ возобновил производство модернизированной Lada Vesta

РБК
Лукизм и эйджизм: почему каждый третий россиянин сталкивается с бьюти-буллингом Лукизм и эйджизм: почему каждый третий россиянин сталкивается с бьюти-буллингом

Как бороться с бьюти-буллингом?

Forbes
В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг

Отрывок из книги «В молекуле от безумия»

Forbes
Маммопластика Маммопластика

Все плюсы и минусы маммопластики

Здоровье
Компания амазонок Компания амазонок

Как, прежде чем массово встать к станку, женщины XX века встали к мольберту

Правила жизни
Машины времени Машины времени

В чем прелесть старинных вещей, в частности автомобилей?

Y Magazine
Законным путем. Оценка фактического воздействия в части социальных инвестиций в России и мире Законным путем. Оценка фактического воздействия в части социальных инвестиций в России и мире

Практики правового регулирования в области социальных инвестиций

Позитивные изменения
Время глобальной эмпатии: Александр Алексеев — о развитии креативных коммуникаций в России Время глобальной эмпатии: Александр Алексеев — о развитии креативных коммуникаций в России

Об актуальных трендах креативных коммуникаций и достижениях в сфере рекламы

СНОБ
Золотой век тирании: как прогрессивная демократия на Филиппинах стала диктатурой Золотой век тирании: как прогрессивная демократия на Филиппинах стала диктатурой

Фердинанд Маркос — один из самых расчетливых азиатских диктаторов XX века

Forbes
Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе

Земля — действительно райское место, если сравнивать ее с другими планетами

ТехИнсайдер
Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
Открыть в приложении