Удивительные предметы из коллекции музыканта Николая Голованова

Культура.РФКультура

7 редких экспонатов Музея-квартиры Николая Голованова

0:00 /
577.962
Ученики 1-го, 6–9-го классов синодального училища с директором Степаном Васильевичем Смоленским (в центре слева) во внутреннем дворе училища. В первом ряду (5-й слева) — Николай Голованов. Москва, 1900 год. Фотография: Vузей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Николая Голованова называли «главным дирижером Советского Союза». Он был не только талантливым музыкантом, но и заядлым коллекционером. В уютном пространстве Музея-квартиры Голованова в наши дни хранится его обширное собрание: старинные иконы, редкие фотографии и даже египетские древности. Об истории самых интересных экспонатов коллекции порталу «Культура.РФ» рассказала научный сотрудник музея Вера Давтян.

Фотография учащихся Синодального училища

Музыкальный талант юного Николая Голованова родители заметили сразу. Еще пятилетним ребенком он старался подражать дирижерским жестам одного «старика-немца, похожего на адмирала Нахимова, с орлиным профилем». В автобиографии Голованов писал: «В 1899 году меня отдали в начальное городское училище, а в 1900-м после пробы голоса и слуха из 360 конкурирующих мальчиков я в числе немногих счастливцев был принят в закрытый интернат Московского Синодального училища».

Голованов стал одним из последних воспитанников легендарной «Синодалки» — Московского Синодального училища церковного пения. Оно готовило учителей пения и регентов. Самые юные студенты находились в училище на постоянном пансионе. Уже на склоне лет Голованов вспоминал: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».

В годы революции училище было закрыто, о чем Голованов сильно переживал. На память об альма-матер у него сохранились фотографии. Первым снимком в его архиве стала фотография воспитанников училища, на которой запечатлен и сам дирижер.

Фотография с членами Царской семьи

Торжественное шествие императорской семьи из Успенского собора московского кремля. На заднем плане — Николай Голованов (в темном мундире). Москва, 23 августа 1914 года. Фотография: Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Имя Елизаветы Федоровны было связано для Голованова с воспоминаниями о ярком периоде его юности и становления. От природы будущий маэстро обладал феноменальными музыкальными способностями, отличным слухом и прекрасным голосом. Именно княгиня Елизавета пригласила талантливого выпускника Синодального училища в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которую она основала, руководить хором. Всю свою жизнь, даже когда это стало небезопасно, Голованов хранил удостоверение, подписанное Елизаветой Федоровной.

В годы революции, даже после убийства царской семьи, ни Голованов, ни его супруга, оперная певица Антонина Нежданова, не уехали из России. О том, что дирижер чувствовал в переломный для страны момент и как относился к появлению Советского Союза, исследователям известно мало. В дневниковых записях Голованова не осталось никаких воспоминаний.

Портрет Николая Голованова. Федор Иванович Захаров

Федор Захаров. Портрет Н.С. Голованова (фрагмент). Холст, масло. 1923. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Еще одним серьезным увлечением Николая Голованова было коллекционирование искусства: живописи, графики, скульптуры. На протяжении всей своей жизни дирижер собирал уникальные предметы со всего мира.

Коллекция живописи начала формироваться уже с середины 1910-х годов, а всего музыкант собрал около тысячи экспонатов, две трети которых составляли иконы и живопись русских мастеров. Не многое удалось сохранить до наших дней, однако небольшая часть «головановского» наследия сейчас представлена в музее.

Музыкант и сам любил позировать художникам. Искусствоведам известно 18 портретов Голованова, в том числе и картина кисти Федора Захарова, которая украшает рабочий кабинет дирижера. Художник тщательно прописал детали: лица оркестрантов Большого театра на заднем плане, нотный текст партитуры, даже яркие пометки самого дирижера на ней.

Николай Голованов и в самом деле никогда не играл по чистой партитуре, предпочитая выделять нюансировку и расставлять акценты прямо в нотных листках разноцветными карандашами.

Голова фараона

Голова фараона. Гранит. Египет, II тысячелетие до нашей эры. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Николай Голованов любил приобретать для своей коллекции вещи диковинные и необычные. В столовой музея-квартиры, в изящной французской горке, экспонируется небольшая часть собранных им археологических древностей. Например, там хранится каменный скульптурный портрет фараона, созданный в период Среднего царства во II тысячелетии до нашей эры. Египтологи до сих пор не могут установить, кого изображает эта скульптура — правителя Сенусерта III или его сына Аменемхета III.

Согласно многим свидетельствам, изначально Голованов хотел приобрести настоящую древнеегипетскую мумию. Однако его жена была категорически против такой покупки и грозилась не переступать порога дома, если мумия в нем все же появится. Дирижер от своей идеи отказался и приобрел древнеегипетскую скульптуру. Эксперты полагают, что эта история произошла во время расформирования Румянцевского музея в 1923 году.

Икона в окладе. Святитель Николай Чудотворец

Икона Святителя Николая Чудотворца (фрагмент). Дерево, левкас, темпера, металл. XX век. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

В собрании музея хранится уникальная икона XVII века. На ней изображен покровитель Николая Голованова — святитель Николай Чудотворец.

Дирижер был человеком глубоко верующим. Значительную часть его собрания составляли иконы — 120 образов. Еще при жизни музыканта его спальня была увешана от потолка до пола изображениями святых. Часть икон из коллекции Голованова хранилась и на даче на Николиной Горе.

Образы Голованову передавали друзья, коллеги, сами священнослужители, которые высоко ценили его творчество. Даже в годы религиозных гонений дирижер не скрывал иконы и не снимал со стен. Сейчас более 80 образов из его собрания хранятся в Третьяковской галерее.

Автограф партитуры «Принцесса Юрата»

Николай Голованов. Соч. 19. Лирико-фантастическая опера-сказка в 2-х картинах для голосов соло, смешанного хора и оркестра. «Принцесса Юрата» Москва, 1914. Автограф. Партитура. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Мало кто знает Николая Голованова как композитора, однако он написал множество произведений: оперы на исторические и эпические сюжеты, симфонические сочинения, духовную и фортепианную музыку, более 200 романсов и обработок народных песен.

Николай Голованов. Соч. 19. Лирико-фантастическая опера-сказка в 2-х картинах для голосов соло, смешанного хора и оркестра. «Принцесса Юрата» Москва, 1914. Автограф. Партитура. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Одним из крупных и значимых сочинений Голованова стала его дипломная работа в Московской консерватории — одноактная опера-сказка «Царица Юрата», либретто которой основано на балтийской легенде о происхождении янтаря. Произведение высоко оценил профессор Сергей Василенко. Он охарактеризовал оперу как «вещь исключительной красоты и силы». Художественный совет наградил Голованова денежной премией в тысячу рублей и золотой медалью, а также занес его имя на мраморную доску в фойе Малого зала Московской консерватории.

Николай Голованов. Соч. 19. Лирико-фантастическая опера-сказка в 2-х картинах для голосов соло, смешанного хора и оркестра. «Принцесса Юрата» Москва, 1914. Автограф. Партитура. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Комиссия приняла решение исполнить оперу в следующем сезоне, но из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны полноценная постановка так и не попала на сцену. «Сюиту из моей оперы исполнил в этом же году М.М. Ипполитов-Иванов в симфоническом концерте Русского музыкального общества», — писал в автобиографии Николай Голованов. Сохранился авторский автограф «Принцессы Юраты», который сегодня находится в фонде Музея музыки.

Партитура «Садко» с авторскими пометами

Страницы партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» с дирижерской разметкой Николая Голованова. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

В фонде музея сохранилась партитура оперы Николая Римского-Корсакова «Садко», по которой Голованов дирижировал на премьере в Большом театре. За музыкально-театральную интерпретацию этой постановки он был удостоен Сталинской премии I степени.

Страницы партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» с дирижерской разметкой Николая Голованова. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

На начальном этапе подготовки произведения для Голованова была крайне важна дирижерская разметка партитуры. Об этом говорят его рабочие документы, буквально испещренные разнообразными пометами. На первой и последних страницах (а иногда в отдельных частях и номерах произведений) Голованов предпочитал ставить одни и те же аббревиатуры скорописью. Исследователям удалось установить смысл двух из них. Сокращение «ИвБМ» означало обращение к иконе Иверской Богоматери, которую особо почитали москвичи. А «ССС» — обращение к святому Серафиму Саровскому — предваряло нотный текст многих партитур и закрывало их.

В конце партитуры оперы «Садко» Голованов написал целый «иконостас»: «Св. Ник., ИвБМ, ССергР, СТр, св Фил, Савва». Что значит: святитель Николай (чудотворец), Иверская Богоматерь, святой Сергий Радонежский, святители Трифон, Филарет и Савва Звенигородский.

Страницы партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» с дирижерской разметкой Николая Голованова. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему человеку нравятся кошки Почему человеку нравятся кошки

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему именно нам нравятся коты?

ТехИнсайдер
5 причин почитать «Орбиту смерти» канадского астронавта Криса Хэдфилда 5 причин почитать «Орбиту смерти» канадского астронавта Криса Хэдфилда

На русском вышел роман «Орбита смерти», написанный астронавтом Крисом Хэдфилдом

ТехИнсайдер
Что делать, если близкие не поддерживают ваши начинания: 7 шагов Что делать, если близкие не поддерживают ваши начинания: 7 шагов

Почему близкие могут отказывать в одобрении и как без него идти за мечтой

Psychologies
Во сколько пойдет дождь и когда сажать рододендрон: необычные прогнозы Яндекс Погоды Во сколько пойдет дождь и когда сажать рододендрон: необычные прогнозы Яндекс Погоды

Интересные версии прогнозов из Яндекс Погоды

CHIP
Почему люди проваливаются под лёд: самые страшные недавние трагедии на замерзших реках Почему люди проваливаются под лёд: самые страшные недавние трагедии на замерзших реках

Почему люди выходят на лед, если знают, что это очень опасно?

VOICE
Почему мы стареем и способна ли наука взломать этот процесс Почему мы стареем и способна ли наука взломать этот процесс

Может ли предельный средний возраст человека превышать 120 лет?

РБК
Нет, Стоунхендж на самом деле не был древним календарем: ученые ошибались Нет, Стоунхендж на самом деле не был древним календарем: ученые ошибались

По мнению ученых, в дизайне Стоунхенджа есть нечто большее, чем просто календарь

ТехИнсайдер
Брови на зависть Брови на зависть

От аккуратного и ухоженного вида бровей зависит общее впечатление от образа

Лиза
Шаг в будущее Шаг в будущее

Предпрофессиональное образование: что нужно знать школьникам и их родителям?

Лиза
Превентивный удар: 7 истинных причин, почему люди изменяют друг другу Превентивный удар: 7 истинных причин, почему люди изменяют друг другу

Что делать, если в жизни перестало хватать огонька?

Psychologies
Не выбрасывайте добро! 7 причин сохранить луковую шелуху с пользой для дома Не выбрасывайте добро! 7 причин сохранить луковую шелуху с пользой для дома

Луковой шелухой можно не только красить яйца на Пасху!

ТехИнсайдер
Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет

Как с возрастом должна меняться физическая нагрузка?

РБК
Почему дергается глаз: рефлекс, о причинах которого мы не догадываемся Почему дергается глаз: рефлекс, о причинах которого мы не догадываемся

Что вызывает глазной тик и когда пора обратиться к врачу?

ТехИнсайдер
Чего на самом деле желает ребенок, когда ничего не хочет делать: мнение психолога Чего на самом деле желает ребенок, когда ничего не хочет делать: мнение психолога

Ребенок не хочет готовиться к концерту или отказывается делать уроки?

VOICE
Привычка, от которой вам следует избавиться: почему сидеть, скрестив ноги, вредно для здоровья? Привычка, от которой вам следует избавиться: почему сидеть, скрестив ноги, вредно для здоровья?

Понаблюдайте за собой: как вы привыкли сидеть?

ТехИнсайдер
Ученые засняли уникальные кадры ударов молний по высотным зданиям Ученые засняли уникальные кадры ударов молний по высотным зданиям

Как выглядит молния во время её удара?

ТехИнсайдер
«Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором «Google уже не тот»: почему сотрудники компании недовольны своим гендиректором

Как генеральный директор компании Google сам себя загнал в угол

Forbes
Лицензия на потребление Лицензия на потребление

Как Джеймс Бонд превратил Холодную войну в развлечение

Weekend
Ретропричинность: как квантовый мир может изменять привычные нам законы физики Ретропричинность: как квантовый мир может изменять привычные нам законы физики

Физики предложили смелую теорию ретропричинности

ТехИнсайдер
Смерть отца и анорексия: 8 фактов о Кейт Бекинсейл, которых ты не знала Смерть отца и анорексия: 8 фактов о Кейт Бекинсейл, которых ты не знала

8 увлекательных фактов о Кейт Бекинсейл

VOICE
Директор «Ночлежки» Дарья Байбакова о помощи беженцам и росте числа бездомных людей Директор «Ночлежки» Дарья Байбакова о помощи беженцам и росте числа бездомных людей

Интервью с Дарьей Байбаковой, директором московской «Ночлежки»

Forbes
Равнение на «Знамя» Равнение на «Знамя»

Hongqi E HS9 стал чуть ли не первым представителем тяжелого автомобильного люкса

Автопилот
Авантюристки: как устроен теневой рынок по продаже поддельных сумок Авантюристки: как устроен теневой рынок по продаже поддельных сумок

Отрывок из книги «Подделка» Кирстен Чен

Forbes
«Город девушек»: как сделать пространство комфортным и безопасным для женщин «Город девушек»: как сделать пространство комфортным и безопасным для женщин

Глава из книги «Феминистский город. Полевое руководство для горожанок»

Forbes
Когда так плохо, что хорошо: зачем мы остаемся в зависимых отношениях Когда так плохо, что хорошо: зачем мы остаемся в зависимых отношениях

Как определить зависимые отношения и перестать в них вступать

Psychologies
Если партнер манипулирует чувством вины: 3 шага противодействия Если партнер манипулирует чувством вины: 3 шага противодействия

Что делать, если вы постоянно испытываете чувство вины в паре?

Psychologies
Что такое мезороллер и безопасен ли он в домашнем уходе Что такое мезороллер и безопасен ли он в домашнем уходе

Как пользоваться мезороллером и есть ли смысл пробовать самому?

РБК
4 признака того, что вы плохо знакомы с собой 4 признака того, что вы плохо знакомы с собой

Как ни парадоксально, часто мы знаем самих себя лишь поверхностно

Psychologies
6 книг, чтобы начать разбираться в музыке 6 книг, чтобы начать разбираться в музыке

Книги, которые помогут взглянуть на музыкальный мир увлеченным взглядом

СНОБ
Быстрее гиперзвука: величайший космический рекорд, поставленный крышкой от люка Быстрее гиперзвука: величайший космический рекорд, поставленный крышкой от люка

Нет ничего удивительного в том, что инопланетяне не вступают с нами в контакт

Maxim
Открыть в приложении