«Почините его!»: стоит ли вести ребенка к психологу, если вы сами не готовы меняться
Родители часто считают, что проблемы их детей можно решить парой сеансов терапии, а то, с чем сталкивается младшее поколение, — это сложности конкретного маленького человека, а не его семьи. Стоит ли идти к детскому психологу, если сами взрослые не готовы меняться?
Вряд ли кто-то из родителей, которые когда-либо приходили с ребенком на прием к психологу, делали это из любопытства или чтобы удостовериться, что с дочерью или сыном точно все в порядке (ведь он такой нормальный!).
Часто психологи жалуются на то, что родители либо не поддерживают работу, которую специалист проводит с их детьми, либо откровенно этой работе сопротивляются. Мы поговорили с детским и семейным психологом, гештальт-терапевтом Анной Безингер о том, какую роль играют родители в терапии детей.
Задавайте свои запросы!
Какой запрос психологи чаще слышат от родителей, которые приводят ребенка на сеанс: «его надо «починить» или «помогите нам всем»?
«На самом деле все не так однозначно, — комментирует Анна Безингер. — Чаще всего родители говорят: у ребенка трудности с тем-то и тем-то. Например, ему непросто найти друзей в школе или организовать свое время. Или он пассивный, не умеет ставить целей и так далее. Бывают и более конкретные, тревожные запросы: писается по ночам (и это лет в 7, например) или боится засыпать один (тоже лет в 7-9)».
Может ли специалист в самом начале работы, уже при первом разговоре, определить: будут ли мама и папа полноценными участниками процесса изменений, или не стоит этого ждать?
«Из самой формулировки запроса не всегда понятна позиция родителя: хочет ли он, чтобы ребенка «починили», или сам готов активно участвовать в процессе работы. Часто запрос звучит как «помогите ему с этим справиться». Это и понятно: родитель ведь не специалист. И потому он нашел того, кто вроде как в этом понимает и знает, что делать…» — объясняет Анна Безингер.
И это логично: в противном случае мы справлялись бы с проблемами сами, а не искали помощи психолога. «Мамам и папам бывает сложно признать, что проблемы ребенка связаны не только с его личностью, но и с ситуацией в семье, с самими родителями, — подчеркивает эксперт. — И переформулировать запрос на «давайте вместе с этим разбираться» — это, я думаю, задача самого психолога. Первый шаг в этом деле всегда такой: немного снизить тревогу и чувство вины родителя или уменьшить его раздражение (за которым тоже часто стоит чувство бессилия и вины)».
Приходи, но не навреди
Но какую все-таки роль играет родитель, который обращается к тому специалисту, который может помочь его ребенку? Может ли мама сидеть с ребенком в кабинете психолога — или придется оставить кровиночку наедине с психотерапевтом?