Петербург будущего
Редакция «Собака.ru» делает ежегодное исследование «Петербург будущего», посвященное урбанистике, реставрации, архитектуре и новому искусству в городе, и публикует хорошие новости в этом январском журнале. А имена всех лауреатов премии «Петербург будущего» мы назовем в феврале 2024 года на sobaka.ru.
Великая реставрация! Васильевский остров встречает 2024 год возвращением к жизни двух важнейших памятников архитектуры — иконы авангарда и здания, которое с начала XIX века играло роль главного фасада морского Петербурга.
Биржа
Самый главный и захватывающий вид Петербурга — на место раздвоения Невы, где Петропавловская крепость встречается с Адмиралтейством, Зимним дворцом и Стрелкой Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами.
Площадь на Стрелке Васильевского острова спланировал еще Доменико Трезини при Петре I, однако застроили ее только спустя почти сто лет, в начале XIX века.
По проекту Джакомо Кваренги при Екатерине II на Стрелке начали возводить здание Биржи, чуть развернутое в сторону Зимнего дворца. Французский автор ансамбля Биржи Тома де Томон поставил здание в виде греческого храма величественно, лицом к открытой глади реки. Лицезреть Биржу во всей красе можно было только зимой со льда или летом с временного Троицкого моста.
Здание Биржи с самого начала имело больше эстетическое, чем функциональное значение. Торговля происходила не столько внутри нее, сколько снаружи. Стрелка Васильевского острова в выходные превращалась в запруженную площадь. Еще одно публичное пространство образовывалось между вторым фасадом Биржи и зданием Двенадцати коллегий. Возвращение Биржи к городской жизни сегодня отрадно не только само по себе, но и как шанс на то, что и окружающие пространства станут такими же людными, как были в XIX веке.
Сегодня зданию Биржи под опекой Эрмитажа возвращают былое великолепие: серо-голубой исторический цвет, ступени из гранита рапакиви и статуи морских божеств Жозефа Камберлена. Отремонтировали кровлю: родные сосновые стропила, которым 207 лет, уцелели. Еще предстоит отреставрировать интерьеры и заменить внутренние коммуникации. После завершения работ в памятнике классицизма откроют Музей геральдики. Ждем с нетерпением!
Башня Чернихова
Петербург прекрасен не столько отдельными зданиями, сколько ансамблями. Постройки, которые можно было бы назвать шедеврами, можно пересчитать по пальцам рук. Водонапорная башня канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» — несомненно, один из самых ценных. Ее автор Яков Чернихов прославился архитектурными фантазиями, которыми вдохновлялись и современники, и Рем Колхас и Заха Хадид, звезды рубежа XX–XXI веков.
Идея конструктивизма заключалась в складывании зданий путем сопряжения геометрических форм и деталей. Широкий цилиндр стоит на сравнительно узкой башне, дополнительно его поддерживают два тончайших столба. Красота здания заключается в его изящном экспрессивном силуэте.
Роль Петербурга как места силы авангарда пока недооценена. Без работавших здесь после революции Владимира Татлина, Казимира Малевича и Якова Чернихова современный мир не стал бы таким, какой он есть. Реставрация башни — прекрасный повод вспомнить об этом. Со временем наш город должен обрести еще одну идентичность: авангардный Ленинград мог бы стать таким же брендом, как имперский Петербург.
Владислав Шипунов, руководитель дирекции специальных проектов Setl Group
Прежде чем взяться за реставрацию башни Чернихова, совместно с КГИОП было принято решение о бережном сохранении целостного облика уникального памятника конструктивизма. К работам приступили в 2019-м: к тому времени основной объем «Канатного цеха» претерпел значительные изменения по отношению к первоначальному облику, задуманному Черниховым. Появились пристройки, множество хаотично возведенных перегородок. К счастью, водонапорная башня дошла до нас практически без изменений: при этом она давно не использовалась по прямому назначению, внутренний бак для воды был демонтирован, металлическая лестница находилась в аварийном состоянии.
Проблемой при реставрации стал монолитный шлакобетон — именно из этого редкого материала были выполнены стены. Пришлось разрабатывать методы реставрации: команда архитекторов трудилась совместно с конструкторами и технологами, и исторический материал был сохранен. Что касается цвета башни Чернихова, он был найден в процессе химико-технологического исследования и принят коллегиально архитекторами и представителями КГИОП. Кроме того, мы понимали, что к реставрации этого уникального памятника конструктивизма будет проявлен большой интерес, и рады, что в консультациях при рестравции приняли участие Андрей Александрович Чернихов, внук архитектора, президент Архитектурного благотворительного фонда, профессор МАРХИ, и Маргарита Сергеевна Штиглиц, известный историк архитектуры, профессор кафедры искусствоведения и культурологии СПбГХПА им. Штиглица, потомок основателя академии. И в конце октября 2023-го КГИОП принял работы и выдал разрешение на ввод в эксплуатацию. История башни Чернихова продолжается.