Кто из женщин покоряет «мужскую» индустрию и делает свое неповторимое кино

ForbesСобытия

10 женщин, которые определяют судьбу современного российского кино

Валерия Гай Германика, Анна Меликян, Ксения Середа — кто из женщин покоряет «мужскую» индустрию и делает свое неповторимое кино

Юлия Шампорова

tass_28509264s.jpg__1571134919__11956.jpg

Несмотря на то, что в русском языке нет естественных феминитивов к словам «режиссер», «автор», «сценарист», «драматург», «монтажер», «звукорежиссер», которые не отдавали бы снисходительностью, иронией или просто абсурдом, успешных женщин в российской киноиндустрии становится все больше и больше. Их фильмы завоевывают престижные награды в Каннах и Берлине и получают признание в отечественной киноиндустрии, а имена входят в списки самых талантливых кинематографистов, за карьерой которых обязательно стоит следить, а главное, значительную роль в их творчестве занимает мир женщины — ее страхи, надежды, любовь и вдохновение. Кто они — женщины, которые определяют, каким станет российское кино завтра?

Ксения Середа, оператор-постановщик

«Ты молодая девушка — все против тебя», — говорили режиссеры Ксении Середе, когда она приходила на кастинг. В свои 25 лет эта «супер-женщина», как называют ее коллеги-мужчины, уже сняла фильм 27-летнего Кантемира Балагова «Дылда», который в этом году получил приз за режиссуру секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Престижный американский ресурс для независимых кинематографов IndieWire включил Середу в подборку 20 самых молодых операторов по всему миру, за работой которых нужно с интересом следить. Это ли не признание для такой молодой девушки в такой традиционно мужской профессии?

4h4grrmb64e.jpg__1571134348__54142__vid311797e.jpg

Фильм, визуальным решением которого стало сочетание зеленого и терракотового цветов, а вдохновением послужили картины Вермеера и малых голландцев, основан на книге Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» — произведение, которое всем своим существом утверждает огромную роль женщин в войне и победе в Великой Отечественной. Середа признает сексизм и порой несерьезное отношение к женщинам-операторам в индустрии, с которым сталкивалась и она сама . Однако, девушка не позиционирует себя как активную феминистку, избегает обсуждать эту тему в беседе с журналистами, она считает, что ее работы должны говорить за нее больше, чем она сама.

В своих интервью Середа часто говорит о том, что исходит из потребностей и запросов режиссера, о том, что ее задача — помочь режиссеру реализовать свой замысел. Она говорит о том, что спорить и навязывать свою точку зрения бессмысленно, ведь режиссер и оператор — в одной лодке, и главное — остаться друзьями. Помимо «Дылды» Середа выступила оператором в дебютном полном метре Александра Горчилина «Кислота», который стал лучшим фильмом конкурса «Кинотавр. Дебют», а также участником Берлинского кинофестиваля, и в одном из самых обсуждаемых сериалов прошлого года «Звоните Ди Каприо!».

Нигина Сайфуллаева, режиссер

Нигина Сайфуллаева снимает кино женское не в обычном, снисходительном значении этого слова. Кино Сайфуллаевой исследует внутренний мир женщин, их страхи, мечты, комплексы и психологию, проблемы с родителями и мужьями — это в полном смысле женское кино, да такое провокативное, дерзкое и откровенное, что не все готовы его спокойно воспринимать или здраво анализировать.

fgjnf.jpg__1571133965__71805__vid311787e.jpg

Жюри «Кинотавра» в этом году — явно оказалось неспособно, вручив ее фильму про измены в отдельно взятой семье «Верность» диплом со странной формулировкой «За безграничную веру актеров в режиссера» и буквально сорвав пресс-конференцию, посвященную фильму, вопросами о том, что сказала мама, когда посмотрела фильм. Несмотря на это, «Верность» был и остается одним из самых обсуждаемых фильмов — участников главного российского киносмотра, а Сайфуллаева своим вторым полнометражным фильмом заявила о себе как о режиссере, обладающем творческим почерком и уникальным стилем и смелостью самовыражения.

Первый фильм режиссера «Как меня зовут» об отношениях дочери с давно оставившим ее отцом, вышедший в 2014 году и открывший российскому кинематографу одну из самых востребованных молодых актрис Александру Бортич, как и «Верность», спровоцировал бурные обсуждения того, как и зачем показывать секс в российском кино. Очевидно, от режиссера-женщины, которая объединяет в своем воспитании таджикские и русские традиции, не ждали такого смелого, анатомического препарирования этой темы.

При этом сама режиссер в своих интервью объясняет, что не ставит целью поразить или шокировать зрителя, она просто хочет показать секс как неотъемлемую часть жизни человека без ханжества, зашоренности, «скреп» и табуированности, при этом подчеркивая, что секс для женщины должен быть не долгом или неприятной необходимостью, а удовольствием, связанным с любовью и желанием. Точно заслужившая награду «За веру в себя и особый авторский взгляд», Сайфуллаева проходит свой творческий путь, разжигая горячие споры о том, можно так или нельзя, а не это ли и должен делать настоящий художник?

Наталья Мещанинова, сценарист и режиссер

Имя Натальи Мещаниновой связано со многими громкими премьерами в российском кино последних лет: «Война Анны», «Аритмия», «Сердце мира», «Комбинат «Надежда», «Школа», «Красные браслеты», в которых Наталья выступала либо сценаристом, либо режиссером (иногда совмещая обе профессии).

12.jpg__1571133983__35735__vid311789e.jpg

Мещанинова обладает уникальным качеством: органично встраиваться в абсолютно разные режиссерские миры — Хлебников, Гай Германика, Федорченко — и привносить в них свой авторский почерк сценариста, надежно пряча внутреннего режиссера для своих собственных картин.

При этом фильм режиссера Мещаниновой «Сердце мира» о ветеринаре, работающем на притравочной станции в российской глуши, в 2018 году получил гран-при «Кинотавра» (а также приз кинокритиков и награду за лучшую мужскую роль), и стал участником фестивалей в Торонто, Сан-Себастьяне и других престижных киносмотров. Главную роль в этом фильме сыграл (а также выступил соавтором сценария) муж и по совместительству муза/вдохновитель режиссера Степан Девонин (маскулинитивов для слова «муза» в русском языке тоже нет, и это так же несправедливо, как и в случае с феминитивами).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крестовоздвижение Крестовоздвижение

Сама икона «Воздвижение креста» трактовалась как победа над язычниками

Дилетант
Малый бизнес и налоги: кто кого? Малый бизнес и налоги: кто кого?

В 2020 году налоговая нагрузка на малый бизнес увеличится на 4,9%

Forbes
Как НБА может потерять 4$ млрд из-за неудачного твита о протестах в Гонконге Как НБА может потерять 4$ млрд из-за неудачного твита о протестах в Гонконге

Почему китайский рынок настолько важен для главной баскетбольной лиги мира

GQ
Дочь Джоанны Стингрей вспоминает отца в своем первом альбоме Дочь Джоанны Стингрей вспоминает отца в своем первом альбоме

Мэдисон Стингрей записала свой первый альбом, чтобы лучше понять отца

GQ
Направо и прямо до утра: как давать инструкции во время куннилингуса Направо и прямо до утра: как давать инструкции во время куннилингуса

Оральный секс для девушки — это возможность лечь на спину и просто расслабиться

Cosmopolitan
Шкурный интерес: почему натуральная кожа наносит ущерб экологии и какие есть альтернативы Шкурный интерес: почему натуральная кожа наносит ущерб экологии и какие есть альтернативы

Кожа экологична или нет?

Esquire
Как выбрать стиральную машину Как выбрать стиральную машину

На какие аспекты стоит обращать внимание при выборе бытовой техники для стирки

Популярная механика
Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло

Эстер Дюфло — вторая женщина, получившая Нобелевскую премию по экономике

Forbes
«Нет прецедентов, чтобы женщина-режиссер сняла блокбастер в России»: Нигина Сайфуллаева о «Верности», ревности и феминизме «Нет прецедентов, чтобы женщина-режиссер сняла блокбастер в России»: Нигина Сайфуллаева о «Верности», ревности и феминизме

Фильм, который с полной уверенностью можно назвать самым провокативным

Forbes
Искусственный интеллект угрожает музыкантам и художникам Искусственный интеллект угрожает музыкантам и художникам

Но искусственный интеллект посягнул на святая святых человека – творчество

GQ
Жизнь и мысли Бакминстера Фуллера Жизнь и мысли Бакминстера Фуллера

Бакминстер Фуллер хотел разобраться, как правильно жить на этой планете

Популярная механика
Профессии будущего: какие навыки детям нужно развивать уже сегодня Профессии будущего: какие навыки детям нужно развивать уже сегодня

Какие специальности появятся в ближайшие десятилетия

Psychologies
Словно облако: как взбить пух после стирки пуховика Словно облако: как взбить пух после стирки пуховика

Рассказываем, как правильно взбить пух и вернуть вещи былой объём

Cosmopolitan
Сильверио Мариан: «Душой я русский» Сильверио Мариан: «Душой я русский»

Сильверио Мариан — из тех, кто начинал знакомить русских с итальянской мебелью

SALON-Interior
Попали в сети Попали в сети

Крутые редкие марки в крупных косметических торговых сетях

Добрые советы
Последняя из могикан: музыкальный критик Фиона Мэддокс объясняет, почему ее профессия вымирает Последняя из могикан: музыкальный критик Фиона Мэддокс объясняет, почему ее профессия вымирает

Профессиональная критика смешалась с криками «отстой!» вчерашних школьников

Forbes
Вертолетные площадки, бассейны, зимние сады и винные погреба на яхтах Monaco Yacht Show Вертолетные площадки, бассейны, зимние сады и винные погреба на яхтах Monaco Yacht Show

Forbes Life побывал на выставке Monaco Yacht Show и рассказал о новых яхтах

Forbes
Подкачайся: как правильно приседать со штангой и гантелями Подкачайся: как правильно приседать со штангой и гантелями

Рассказываем, как эффективно и правильно приседать со штангой и гантелями

Cosmopolitan
Красота большого города: как ухаживать за собой, если вы все время работаете Красота большого города: как ухаживать за собой, если вы все время работаете

Мы давно перестали делить свою жизнь на работу и отдых

Forbes
7 красивых экоотелей по всему миру 7 красивых экоотелей по всему миру

Самое время подыскать райское место для каникул в ноябре

Vogue
Пунктуальность высокого полета Пунктуальность высокого полета

С ростом рынка авиаперевозок требуются новые меры контроля регулярности полетов

РБК
«Зелёные русалки» наших вод «Зелёные русалки» наших вод

Кувшинка, словно сказочная наяда, являет себя миру, удивляя красотой

Наука и жизнь
Какие стрижки и прически все будут носить этой зимой — узнай первой! Какие стрижки и прически все будут носить этой зимой — узнай первой!

Советуем запомнить эти укладки и стрижки — их ты будешь видеть буквально везде!

Cosmopolitan
Как одеться в стиле «Матрицы» Как одеться в стиле «Матрицы»

Рассказываем, как повторить образ Нео

GQ
Как выбрать свою первую электрогитару Как выбрать свою первую электрогитару

MAXIM выведал у главного гитарного эксперта России все хитрости

Maxim
Как мы будем покупать вещи в будущем Как мы будем покупать вещи в будущем

На смен­у кассирам приходя­т умны­е тележки и робот­ы

GQ
Защита Силуанова: бизнесу гарантируют стабильные правила игры и компенсируют санкции Защита Силуанова: бизнесу гарантируют стабильные правила игры и компенсируют санкции

Для крупных инвесторов написали отдельный закон, гарантирующий им стабильность

Forbes
«На малом ходу». Нужно ли прогревать двигатель и как это правильно делать «На малом ходу». Нужно ли прогревать двигатель и как это правильно делать

Споры о том, прогревать ли автомобиль перед поездкой, возвращаются каждую осень

РБК
10 сложнейших математических задач, которые остаются нерешенными 10 сложнейших математических задач, которые остаются нерешенными

Есть несколько математических задач, не поддавшихся до сих пор никому

Популярная механика
Аварии не было, но прав лишили. Почему после конфликта нельзя уезжать Аварии не было, но прав лишили. Почему после конфликта нельзя уезжать

Автомобилистку лишили прав за то, что она сбила зеркало у проезжающей машины

РБК
Открыть в приложении