10 женщин, которые определяют судьбу современного российского кино
Валерия Гай Германика, Анна Меликян, Ксения Середа — кто из женщин покоряет «мужскую» индустрию и делает свое неповторимое кино
Несмотря на то, что в русском языке нет естественных феминитивов к словам «режиссер», «автор», «сценарист», «драматург», «монтажер», «звукорежиссер», которые не отдавали бы снисходительностью, иронией или просто абсурдом, успешных женщин в российской киноиндустрии становится все больше и больше. Их фильмы завоевывают престижные награды в Каннах и Берлине и получают признание в отечественной киноиндустрии, а имена входят в списки самых талантливых кинематографистов, за карьерой которых обязательно стоит следить, а главное, значительную роль в их творчестве занимает мир женщины — ее страхи, надежды, любовь и вдохновение. Кто они — женщины, которые определяют, каким станет российское кино завтра?
Ксения Середа, оператор-постановщик
«Ты молодая девушка — все против тебя», — говорили режиссеры Ксении Середе, когда она приходила на кастинг. В свои 25 лет эта «супер-женщина», как называют ее коллеги-мужчины, уже сняла фильм 27-летнего Кантемира Балагова «Дылда», который в этом году получил приз за режиссуру секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Престижный американский ресурс для независимых кинематографов IndieWire включил Середу в подборку 20 самых молодых операторов по всему миру, за работой которых нужно с интересом следить. Это ли не признание для такой молодой девушки в такой традиционно мужской профессии?
Фильм, визуальным решением которого стало сочетание зеленого и терракотового цветов, а вдохновением послужили картины Вермеера и малых голландцев, основан на книге Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» — произведение, которое всем своим существом утверждает огромную роль женщин в войне и победе в Великой Отечественной. Середа признает сексизм и порой несерьезное отношение к женщинам-операторам в индустрии, с которым сталкивалась и она сама . Однако, девушка не позиционирует себя как активную феминистку, избегает обсуждать эту тему в беседе с журналистами, она считает, что ее работы должны говорить за нее больше, чем она сама.
В своих интервью Середа часто говорит о том, что исходит из потребностей и запросов режиссера, о том, что ее задача — помочь режиссеру реализовать свой замысел. Она говорит о том, что спорить и навязывать свою точку зрения бессмысленно, ведь режиссер и оператор — в одной лодке, и главное — остаться друзьями. Помимо «Дылды» Середа выступила оператором в дебютном полном метре Александра Горчилина «Кислота», который стал лучшим фильмом конкурса «Кинотавр. Дебют», а также участником Берлинского кинофестиваля, и в одном из самых обсуждаемых сериалов прошлого года «Звоните Ди Каприо!».
Нигина Сайфуллаева, режиссер
Нигина Сайфуллаева снимает кино женское не в обычном, снисходительном значении этого слова. Кино Сайфуллаевой исследует внутренний мир женщин, их страхи, мечты, комплексы и психологию, проблемы с родителями и мужьями — это в полном смысле женское кино, да такое провокативное, дерзкое и откровенное, что не все готовы его спокойно воспринимать или здраво анализировать.
Жюри «Кинотавра» в этом году — явно оказалось неспособно, вручив ее фильму про измены в отдельно взятой семье «Верность» диплом со странной формулировкой «За безграничную веру актеров в режиссера» и буквально сорвав пресс-конференцию, посвященную фильму, вопросами о том, что сказала мама, когда посмотрела фильм. Несмотря на это, «Верность» был и остается одним из самых обсуждаемых фильмов — участников главного российского киносмотра, а Сайфуллаева своим вторым полнометражным фильмом заявила о себе как о режиссере, обладающем творческим почерком и уникальным стилем и смелостью самовыражения.
Первый фильм режиссера «Как меня зовут» об отношениях дочери с давно оставившим ее отцом, вышедший в 2014 году и открывший российскому кинематографу одну из самых востребованных молодых актрис Александру Бортич, как и «Верность», спровоцировал бурные обсуждения того, как и зачем показывать секс в российском кино. Очевидно, от режиссера-женщины, которая объединяет в своем воспитании таджикские и русские традиции, не ждали такого смелого, анатомического препарирования этой темы.
При этом сама режиссер в своих интервью объясняет, что не ставит целью поразить или шокировать зрителя, она просто хочет показать секс как неотъемлемую часть жизни человека без ханжества, зашоренности, «скреп» и табуированности, при этом подчеркивая, что секс для женщины должен быть не долгом или неприятной необходимостью, а удовольствием, связанным с любовью и желанием. Точно заслужившая награду «За веру в себя и особый авторский взгляд», Сайфуллаева проходит свой творческий путь, разжигая горячие споры о том, можно так или нельзя, а не это ли и должен делать настоящий художник?
Наталья Мещанинова, сценарист и режиссер
Имя Натальи Мещаниновой связано со многими громкими премьерами в российском кино последних лет: «Война Анны», «Аритмия», «Сердце мира», «Комбинат «Надежда», «Школа», «Красные браслеты», в которых Наталья выступала либо сценаристом, либо режиссером (иногда совмещая обе профессии).
Мещанинова обладает уникальным качеством: органично встраиваться в абсолютно разные режиссерские миры — Хлебников, Гай Германика, Федорченко — и привносить в них свой авторский почерк сценариста, надежно пряча внутреннего режиссера для своих собственных картин.
При этом фильм режиссера Мещаниновой «Сердце мира» о ветеринаре, работающем на притравочной станции в российской глуши, в 2018 году получил гран-при «Кинотавра» (а также приз кинокритиков и награду за лучшую мужскую роль), и стал участником фестивалей в Торонто, Сан-Себастьяне и других престижных киносмотров. Главную роль в этом фильме сыграл (а также выступил соавтором сценария) муж и по совместительству муза/вдохновитель режиссера Степан Девонин (маскулинитивов для слова «муза» в русском языке тоже нет, и это так же несправедливо, как и в случае с феминитивами).