10 советских фильмов, которые надо показать иностранцу или пришельцу
Чтобы они быстро сообразили, кто мы такие. И как нам жилось когда-то… Да и сейчас тоже.
Перед тобой не просто важные и отважные фильмы. Здесь кое-что другое. MAXIM собрал воедино десять картин, которые наилучше всего дадут понять две вещи:
– Кто такой был советский или русский человек.
– Каково ему жилось и работалось. В реалистических тонах — то есть без бодрой показухи и без нарочитой чернухи.
И что немаловажно — перечисленные фильмы должны быть понятны чужаку без излишних комментариев и пространных пояснений. А это самое сложное, между прочим!
1«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964
Темы: дети, пионерский лагерь, хрущевская эпоха
В культурно-творческом аспекте детей СССР обслуживали по высшему классу. Писали для них гениальные книги, рисовали не менее гениальные мультфильмы.
А вот с кинофильмами все было сложнее, там постоянно что-то буксовало. Во многом из-за того, что советские аппаратчики не позволяли говорить с детьми языком кинематографа честно и прямо. Поэтому фильмы-сказки получались прекрасные, а как только требовалось снять нечто про пионерские реалии, так выходила фальшь, пропаганда и смотр строя с песней.
В связи с этим картина Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — архиважный документ нашего архиважного архива. Тот вид сатиры, который и в ковровой бомбардировке преуспел, и белке в глаз тоже попасть способен.
2«Москва слезам не верит», 1979
Темы: карьера, знакомство, быт
И иностранцам, и инопланетянам близка да понятна тема о провинциалке, которая приехала в столицу в поисках… Даже не лучшей доли. Правильнее сказать — в поисках всего сразу.
Все же в оскароносной картине Владимира Меньшова присутствуют штрихи, способные поразить чужака. Быт советского общежития. Простая советская гражданка, которая за двадцать лет становится директором завода — и это в середине-то прошлого века! Ну, и то, что глава промышленного предприятия вдруг может знакомиться с кем-то в пригородной электричке, — тоже картина маслом.
3«Следствие ведут знатоки», 1971—1989 (сериал)
Темы: криминал, правопорядок, быт, нравы
Кто давно не пересматривал популярнейший советский телесериал, тем чудится, будто там ничего и не было, кроме протокольных расследований Знаменского, Томина и Кибрит.
Однако надо заметить, что в наше время «Знатоки» любопытны вовсе не как детектив, а как филигранный срез советского общества. Почти тридцать лет на экране мелькали и нашкодившие обыватели, и злостные хулиганы, и воры в законе, и расхитители социалистической собственности. Все как один рельефные, колоритные, вырванные из жизни. Жизнь обывателя — в том числе и заурядных потерпевших — в сериале показана с дотошной прямотой. Фактически «Следствие ведут знатоки» — это самое глубокое погружение в советскую жизнь. Причем в те ее уголки, о которых в других фильмах старались не вспоминать.