10 сериалов, навсегда изменивших телевидение
Десяток классических сериалов, не будь которых, тебе бы сейчас пришлось смотреть всякую ерунду
![600x330_1_74ba4f6d6061f876acf958b5a5fc09f4@1200x660_0xac120003_2027778781557038110.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/dza/ked/ckk/hhrlpqjua9huf4yvbombrxi/7zd9y4.jpg?v=1&temp_url_sig=jiNcBWjwM2a50nc8RChA7A&temp_url_expires=1738903548)
Теперь уже стало общим местом отсчитывать начало золотого века сериалов от «Клана Сопрано». Неторопливая сага о нервных буднях мафиозного босса из Нью-Джерси, вышедшая в 1999 году на кабельном канале HBO, навсегда изменила привычный телепейзаж. Однако разбег для этого качественного скачка был взят еще в начале восьмидесятых. Не хуже компании Apple, не придумавшей ни компьютерной мыши, ни функции мультитач, но нашедшей им идеальное применение, создатели всех этапных сериалов нулевых умело использовали идеи и приемы, появившиеся ранее.
На дне рождения положен тост за родителей, которые помогли появиться на свет имениннику. Думаем, тебе будет интересно узнать, за чье здоровье ты должен выпить в благодарность за все видеофайлы, скачанные с торрентов.
Нижеследующий список из десяти сериалов-предтеч — вовсе не наша досужая выдумка. Мы взяли его из книги «Революцию показали по телевизору», написанной известным (ну, насколько это возможно в такой профессии) американским телекритиком Аланом Сепинволлом.
1981—1987, «Блюз улицы Хилл»
(Hill Street Blues)
До появления этого сериала многосерийные полицейские драмы были предсказуемы, как выборы в России. В начале каждой серии плохие парни совершали преступление, которое бравые копы всякий раз благополучно успевали раскрыть к заключительным титрам. Создатели «Блюза улицы Хилл» Стивен Бочко и Майкл Козолл рассудили, что идти этим проторенным путем им будет слишком скучно, и решили добавить жанру толику правдоподобия.
И вот, пока расторопные полицейские из других сериалов по традиции умудрялись каждый раз установить личность злодея и поймать его за сорок минут экранного времени, неумехи из «Блюза улицы Хилл» гонялись за преступником несколько серий подряд. А некоторые уголовные дела у них и вовсе растягивались на целый сезон.
Хотя номинально главным героем сериала считался капитан Фрэнк Фурилло, вокруг него роились десятки других колоритных персонажей, и у каждого из них была своя история. Многочисленные линии повествования переплетались и путались между собой без всякого снисхождения к тем, кто пропустил предыдущую серию. Следить за «Блюзом» вполглаза, не особенно вникая в сюжет, было невозможно.
Если подходить с нынешними мерками, тебе может показаться, что обнаженка, насилие и сквернословие в «Блюзе» присутствуют в пуританских дозах и максимум достойны маркировки 7+, но для телевидения восьмидесятых такие сцены смотрелись довольно откровенно.
«Некрасивое» поведение персонажей подкреплялось такой же «некрасивой» картинкой. Камера тряслась и подпрыгивала, как в документальной съемке с поля боя.
Трудно сказать, что бы получилось у Козолла и Бочко, дай им студия карт-бланш (бунтарский дуэт, например, хотел снимать весь сериал ручной 16-миллиметровой камерой на черно-белую пленку). Но и прорвавшийся на экраны компромиссный вариант стал, как бы это пафосно ни звучало, буревестником телевизионной революции.
1982—1988. «Сент-Элсвер»
(St. Elsewhere*)
Влияние «Блюза улицы Хилл» на сериальную индустрию сказалось практически сразу. Следующий же премьерный сезон принес медицинскую драму «Сент-Элсвер», снятую в том же циничном, приближенном к реальной жизни стиле (например, это было первое лазаретное шоу, в котором пациенты не выздоравливали как мухи, а честно время от времени отбрасывали бахилы, несмотря на героические усилия медперсонала). Впрочем, уже через несколько серий стало ясно, что, хотя младший брат и копирует во многом старшего (оба сериала, кстати, выходили на одном канале — NBC), ему не откажешь в яркой индивидуальности.
«Сент-Элсвер» принялся расшатывать саму структуру телесериала. Включая телевизор, зритель никогда не знал, что увидит в этот раз. Вместо очередной истории о пациентах и врачах заштатной клиники ему могли показать путешествие по аду, чистилищу и раю, которое совершал персонаж, подстреленный в самом начале серии. В другом эпизоде (двухчастном и черно-белом!) действие переносилось на 50 лет назад. А еще как-то по ходу действия врачи из «Сент-Элсвера» зашли на кружку пива в параллельную реальность ситкома «Ваше здоровье!», тоже шедшего тогда по NBC.
Финальный эпизод и вовсе поставил все с ног на голову. Из заключительной сцены следовало, что все шесть сезонов сериала произошли в воображении мальчика-аутиста, таращившегося в стеклянный снежный шар с игрушечным зданием больницы внутри. (Представь, если бы в последней серии «Семнадцати мгновений весны» вдруг выяснилось, что все это приснилось Штирлицу, пока он прикорнул в машине на двадцать минут!)