Золотая соломинка: как предприниматель из Петербурга заработал 150 млн рублей на отказе бизнеса от пластика
Георгий Макаренко и его партнеры поставляют экопосуду в рестораны при ИКЕА, магазины «Вкусвилл» и «Азбука вкуса», отели Marriott и Hilton, сотрудничают с РЖД и «Яндексом». Сколько приносит «зеленый» бизнес и почему у экологов есть претензии к одноразовым стаканчикам и трубочкам, спасающим планету от пластика?
Истекающая кровью черепаха, у которой в ноздре застряла одноразовая трубочка из пластика — экологический хит YouTube последних лет: ролик, снятый американским океанологом Кристин Фиггенер в Коста-Рике, пользователи посмотрели более 35 млн раз. Это одна из самых ярких и болезненных иллюстраций опасной тенденции: трубочки занимают 4-е место в списке главных загрязнителей Мирового океана, свидетельствуют данные организации 5 Gyres. Западные компании, города и целые страны активно стимулируют сокращение оборота одноразового пластика — облагают налогом неэкологичных продавцов еды на вынос или вовсе запрещают использование токсичных материалов, как, например, уже случилось в Сиэтле и вот-вот случится во всем Евросоюзе.
Противостояние трубочкам и другой пластиковой посуде подталкивает развитие профильного «зеленого» бизнеса. Один из его представителей — 29-летний петербургский предприниматель Георгий Макаренко, основатель компании «Геовита». Этот производитель поставляет посуду, приборы и упаковку из экоматериалов для российских представительств международных корпораций и других крупных клиентов и в 2018 году, по словам Макаренко, получил выручку в 150 млн рублей.
«Российский рынок упаковки на несколько лет отстает от западного, но, когда запускали бизнес, мы понимали, что вскоре тренд придет и к нам», — рассказывает Макаренко в интервью Forbes.
Он не прогадал: российские компании действительно следуют в русле «зеленой» тенденции. Например, РЖД предлагает пассажирам в поездах «Сапсан» посуду и столовые приборы из крахмала и биоразлагаемых материалов, а сервис «Яндекс.Еда» помогает партнерам закупать альтернативу пластику у «Геовиты» и еще нескольких производителей (Doeco, Huhtamaki, Vegware и др.) и в будущем планирует маркировать в приложении рестораны с эко-упаковкой. Минприроды России уже разрабатывает полный запрет на продажу одноразовой посуды из пластика.
Все эти инициативы помогут бизнесу «Геовиты», уверен Макаренко. По его прогнозу, уже в 2020 году выручка компании вырастет до 220 млн рублей. Из чего складываются доходы производителя «зеленой» посуды и упаковки?
Алюминиевая дилемма
К торговле одноразовой посудой из экоматериалов Георгий Макаренко пришел не сразу. В свое время он разочаровался в высшем образовании и бросил учебу на первом курсе Санкт-Петербургского государственного экономического университета, чтобы получать знания на практике. Карьеру начал в сфере услуг, четыре года проработал менеджером по продажам в логистической компании «Одиссея».
В «Одиссее» Макаренко научился правилам доставки и оформления на таможне грузов из-за границы, а также познакомился с производителями из КНР — около 50 его клиентов импортировали в Россию китайскую продукцию. Изучив их опыт, молодой менеджер задумался о собственном бизнесе.
Среди коллег он нашел партнера, увлеченного той же идеей (имена партнеров Макаренко не раскрывает), и стал подыскивать продукт, достойный импорта из Китая. Выбирали между алюминиевыми радиаторами для отопления и одноразовой посудой из сахарного тростника и кукурузного крахмала, вспоминает Макаренко. Ставку сделали на последнее: «Не захотели лезть в сформировавшийся рынок, где уже было много игроков и известные российским потребителям продукты».
Партнеры решили «искать выгоду в новизне». Они просчитали, что в России практически не было сегмента «зеленой» упаковки, хотя США и Европа уже задавали экологичную тенденцию. После этого в проекте появился третий партнер (по данным СПАРК, совладельцами «Геовиты» и еще четырех юрлиц вместе с Макаренко являются Вера Григориади и Валерий Фокин — во всех фирмах доли партнеров распределены примерно поровну). «Геовита» была основана в 2013 году.