Кипит суп – котелок друг, стук-бряк – котелок враг!
Серпухов многие годы охранял рубежи Московского княжества, а затем и государства Московского, принимая на себя основной удар войск Золотой Орды и Крымского ханства. Серпуховская земля до сих пор хранит в себе следы многочисленных набегов и кровопролитных сражений. Медный котел той эпохи жители Дракино нашли случайно: при раскопке огорода. Не зная его истинной ценности, в нем несколько лет хранили… удобрения!
Вам хоть раз в жизни довелось полакомиться настоящей тройной ухой? Приготовленной в котелке на костре, с запахом дымка, из только что выловленной рыбки нескольких пород? Ух, как это вкусно! Думаете, котел – банальная штука? Думаете, он предназначен только для похода и рыбалки? А вот наши предки считали иначе. Ведь для кочевых племен, которые утюжили просторы нашей территории с востока на запад, с юга на север и обратно, котел – незаменимая вещь! Об их значимости для древних кочевников известно даже из письменных источников. Например, из сообщений Геродота следует, что котлы являлись символом единства племени и его сакрального центра. Нередко они сопровождали в загробный мир своих знатных владельцев. Вообще, котел – это сама история в чистом виде!
Наш ответ Чингисхану
Есть в Челябинской области озеро со звучным названием Окункуль. И вот однажды местный житель находит на берегу два металлических котла сарматской культуры – это такая эпоха IV–II веков до н.э. Ее можно опознать по комплексам курганов (особенно много их у села Прохоровка, что в Оренбургской области). Так вот, находит он эти котлы и понимает, что их нужно сдать в музей. Там сразу устанавливают возраст находки: две с половиной тысячи лет! Надо сказать, научные сотрудники музея испытали удивление и, как сейчас говорится, «культурный шок»: да, действительно, в этом регионе обитали кочевые ираноязычные племена сарматов, но никаких предметов той эпохи ранее в этих местах не находили. Однако ошибки быть не может: конусообразная ножка (в виде рюмки), внешнее украшение как будто из скрученного шнура, характерные ручки… Все указывает на сарматов. Предметы эти уникальные, ведь племена очень дорожили каждым котлом!
А в Ростовской области при раскопках позиций, занимаемых немцами во времена Великой Отечественной войны, поисковики нашли уникальный артефакт, чей возраст еще больше – 2,8 тысячи лет! Это скифский ритуальный котел. Кроме него в земле нашли еще и предметы из бронзы, указывающие на период существования Скифского царства, то есть IV век до н. э. Поисковики думают, что фашисты хотели присвоить эти ценности, обнаруженные в донских курганах, поэтому артефакты и оказались в немецких окопах.
Священные котлы
История священного котла Адыгеи окружена легендами. В сказаниях нартов он был огромного размера и находился между двух скал. Когда нарты ели из него, у них царило изобилие. Кстати, упоминание об этом котле есть в текстах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). Там он называет котел скифским и пишет, что «был он похож на лесбосский сосуд для смешения вина, но только гораздо крупнее. Заложив мясо в котлы, скифы поджигают кости жертв и на них производят варку. Кости отлично горят. Таким образом, бык сам себя варит, как и другие жертвенные животные».
Во время Великой Отечественной войны фюрер послал целую команду СС «Аненербе» на поиски сакрального котла нартов. К счастью, нашел его не Гитлер, а участники экспедиции Государственного музея Востока в 1982 году на раскопках десятого Ульского кургана (вторая половина VI – первая половина V вв. до н. э.). Курган полусферической формы, а под ним – деревянный четырехгранный шатер – святилище. По периметру шатра были разложены жертвы, принесенные богине Луны, бронзовые украшения, а в северном углу – большой бронзовый котел. Внутри обнаружились кости быка, видимо, в котле варили мясо. Вот священный котел нартов и вернулся на родину!
Интересную находку сделали в Дании в 1891 году рабочие, добывавшие торф в болоте. В их ковш попалась позолоченная серебряная чаша, получившая название «котел из Гундеструпа» (по названию близлежащего города). Вероятно, он был сделан на Балканах, предположительно в I веке до н. э. В его декоре присутствуют мотивы и кельтской мифологии, и, что неожиданно, ближневосточной. Рельефы на котле изображают сцены с богами, животных, воинов и жертвоприношения.
Надо сказать, что древние кельты жили на территории многих современных стран Европы. И у всех у них котел был неотъемлемой частью пиршеств и занимал особое место в мифологии. Его наделяли магическими свойствами, верили, что приносит он изобилие, возрождение и плодородие. По преданию, самый известный котел кельтского мира находился в собственности у бога-воина Дагды, он считался одним из четырех сокровищ Туата Де Дананн – дохристианских ирландских богов (или сверхъестественной расы). Котел Дагды был особенным, потому что мог приготовить неограниченное количество еды и накормить всех желающих. Вот как обычно проходили пиры древних кельтов: в центре помещения ставили бронзовый котел, подвесив его над огнем на бревнах. Для удаления костей из тушеного мяса использовали специальные бронзовые крючки. Но кроме выполнения своих прямых обязанностей – варить – котлы могли служить предметом интерьера: богато декорированные экземпляры использовались для демонстрации богатства хозяина. И котел из Гундеструпа – лучший сохранившийся образец. Кстати, датируется он периодом примерно с III по I век до н.э.