Запас прочности: как женщины в малом бизнесе переживают «вирусный» кризис
Forbes Woman поговорил с женщинами, владеющими компаниями в сферах, где кризис уже более всего ощутим, — ресторанном бизнесе, индустрии красоты, спортивных клубах, организации мероприятий. Предпринимательницы рассказали, как сейчас обстоят дела и к чему они готовятся в ближайшем будущем.
В России первым понес потери микро и малый бизнес. Прибыль падает, но все также нужно выплачивать аренду и зарплату сотрудникам. От правительства ждут конкретных мер поддержки преприятий малого и среднего сектора, а предложенные Владимиром Путин во время обращения к россиянам 25 мая налоговые льготы и снижение страховых взносов называют недостаточными для спасения бизнеса, как и утвержденные накануне Госдумой поправкии об экстренных мерах поддержки бизнеса, вводящие мораторий на проверки.
Женская статистика
Пандемия коронавируса, обвал цен на нефть, усиление санкций формируют для российского малого бизнеса «идеальный шторм», считают эксперты. Согласно статистике на сайте Федеральной налоговой службы, в России работает 2,3 млн небольших компаний и 196 800 организаций малого предпринимательства. И сегодня большинство из них оказались в невыгодных условиях.
Среди всех компаний в зоне риска от 40% и больше может приходиться на те, которыми владеют женщины, предположил президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. В целом на женщин в России приходится 30% компаний малого и среднего бизнеса.
Основатель семейного музыкального фестиваля «Kids Rock Fest» и компании «Маманонстоп» Евгения Лазарева считает, что доля женского бизнеса в МСП, которые оказались в группе риска намного больше — 75-80%. «Это вся сфера допобразования, туризм. Много женщин в отельном бизнесе, социальные предприниматели, сфера услуг», — говорит она.
«Наиболее уязвимыми оказались предприниматели, работающие в гостинничном и ресторанном бизнесах, сферах отдыха и досуга, спорта и развлечений, туризма и образования. И это во многих случаях именно женщины», — согласна член правления банка «Открытие» Надия Черкасова. По ее словам, ситуация может усугубиться в случае дальнейшего ужесточения мер эпидемиологической безопасности и ухудшения макропрогноза.
Ресторанный бизнес
«Компании 10 лет. Прошла три кризиса. Если две недели назад я была средним бизнесом, то сейчас я микробизнес», — так начала свое нашумевшее обращение к Владимиру Путину на встрече с представителями сектора МСП управляющий партнер сети семейных кафе-кондитерских «Андерсон» Анастасия Татулова. Индустрии общественного питания и детских развлечений попали под удар раньше всех.
В разговоре с Forbes Woman она отметила, что не стоит воспринимать это обращение к президенту как частный вопрос ее бизнеса. «Не меня надо спасать, а других. Рестораны точно не являются той категорией, которые необходимы всем. Но с другой стороны, надо понимать, что они формируют туристическую привлекательность в городе, а значит и его экономику», — уверена Татулова.
Что касается детских кафе, Анастасия призналась, что бизнес уже давно был плохо рентабельным. «Прожив с этим какое-то время, мы поняли, что это тупик. Поняли, что хотели бы развивать направление кондитерской фабрики, которая бы стала приносить деньги. Мы только-только встали на ноги, подписали контракты. Если бы мы сделали это на год раньше, то не было сейчас так тяжело. У нас из самых первых упала выручка, потому что мамы, самая чувствительная категория», — рассказывает она.
Выручка «Андерсона» стала падать еще в конце февраля. Пик пришелся на 10 марта, а дальше кафе стали работать практически в ноль. «Но у нас есть плюс, так как есть поток клиентов по фабрике. Сейчас мы прикладываем максимум усилий, чтобы его нарастить до того объема, который будет достаточным, чтобы закрыть ужасающие цифры по зарплате за месяц, когда практически мы ничего не заработали. Погасить обязательства, купить сырье, заплатить за коммуналку… мы сейчас в большом минусе, и это тяжело», — говорит Татулова.
По ее словам, московские предприниматели ощутили все трудности первыми. У кого-то деньги уже закончились, у кого-то хватит на еще на несколько недель, поэтому главное сегодня — скорость принятия мер поддержки, отмечает Татулова. Она считает, что в отношении ресторанного бизнеса, сектора детских развлечений и фитнеса в России необходимо поменять систему налогообложения. Проблема, по ее мнению, возникла задолго до коронавируса, и сегодня новое просто наложилось на старое.