Замкнутый ребенок: как его раскрепостить (и надо ли)
Мы привыкли ассоциировать детство с непосредственностью, легкостью, любознательностью, готовностью идти на контакт, но совершенно очевидно, что не все дети такие. Что делать, если ребенок упорно избегает общения с посторонними, с трудом заводит новые знакомства, боится выступать? Стоит ли отдавать его в кружки и на курсы, где много других детей? Объясняет психиатр и психотерапевт Александр Пархоменко.
Что такое замкнутость — особенность характера скромного, стеснительного ребенка или же проявление болезни? С каждым случаем нужно разбираться отдельно. Если вашему ребенку тяжело дается общение с окружающими, не стоит откладывать поход к специалисту — прежде всего, врачу-психиатру — в долгий ящик. Только врач сможет отделить норму от патологии и в случае последней назначить необходимое лечение или реабилитацию.
Увы, многие родители тянут с этим до последнего или беззаботно полагают, что все «само пройдет», и предпочитают не вмешиваться, а наблюдать со стороны. Принять такое решение им иногда помогает и сам ребенок, уверяя взрослых, что с ним все в порядке. К сожалению, в силу незрелости личности ему бывает трудно отделить эту черту от своей личности — проще слиться с ней.
Клин клином?
Многие родители вспоминают поговорку «клин клином вышибают» и отправляют замкнутого ребенка в кружки, где он напрямую сталкивается со своими страхами. Варианта развития событий здесь может быть два. Если у ребенка патология, такой шаг родителей может нанести вред как ему самому, так и тем, кто его будет окружать. А вот в ситуации нормы, когда речь идет об акцентуации характера, это действительно может помочь.
В любом случае делать это надо под контролем психиатра, поскольку при неблагоприятном течении процесса «выбивания клина клином» эта акцентуация может усугубиться или перерасти в расстройство личности.
Так, например, однажды девочку с психофизическим инфантилизмом (характеризующимся задержкой как физического, так и психического развития) по совету специалиста по поведенческой психологии отправили работать — чтобы она стала более самостоятельной, общительной и ответственной. Эффект оказался обратным: еще большая неуверенность в себе, снижение самооценки и отвращение к новому виду деятельности — работе. Этого бы не случилось, если бы родители своевременно обратились к специалисту.