Закон джунглей. Почему бесплатная доставка не может быть вечной
В начале февраля «Яндекс.Еда» и Ozon заявили об отказе от бесплатной доставки. Почему бизнесу приходится брать деньги за этот сервис? Иначе нельзя, если хочешь оздоровить свою экономику
Исследование Национальной федерации розничной торговли США (National Retail Federation, NRF), опубликованное в начале этого года, показало, что 75% потребителей рассчитывают на бесплатную доставку. Причем в прошлом году эта цифра была ниже — 68%.
Учитывая этот тренд, сервисы доставки товаров по всему миру, включая Россию, обладающие значительными маркетинговыми бюджетами, идут на то, чтобы не взимать плату за эти услуги. Такая мера позволяет быстрее нарастить долю рынка и расширить клиентскую базу. Но модель бесплатной доставки до двери квартиры или офиса клиента является убыточной для бизнеса, от чего в конечном итоге страдает и качество сервиса для конечного пользователя.
Цифры не сходятся
Аналитики Сapgemini Research Institute в своем январском исследовании подсчитали, что даже платная услуга доставки продуктов до двери в большинстве случаев оказывает негативное влияние на прибыль компании. Дело в том, что бизнес обычно берет с клиентов лишь 80% от суммы средств, необходимой для выполнения одного заказа, — доставка до двери в США в среднем стоит компании 10,1 доллара, тогда как клиент платит 8,08 доллара. В то же время именно этот сервис является самым дорогим в цепочке поставок. И лишь 1% клиентов готов оплачивать всю эту стоимость целиком. Специалисты Сapgemini рассчитали подобную модель работы для гипотетического продуктового ретейлера США и выяснили, что его чистая прибыль может снизиться на 26% за три года.