Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова
Во МХТ имени Чехова состоялась долгожданная и необычная премьера — спектакль «Заговор чувств» по одноименной пьесе Юрия Олеши и его роману «Зависть». Самое знаменитое произведение писателя ставят редко: проза Олеши с трудом подчиняется сцене. В хитросплетениях этого текста и постановки Сергея Женовача попыталась разобраться Нина Агишева.
Немного истории. Зачем Олеша стал писать пьесу
Роман Юрия Олеши «Зависть» впервые был опубликован в 1927 году в журнале «Красная Новь» и сразу же сделал писателя знаменитым. Из автора популярных фельетонов в газете «Гудок», которые он подписывал псевдонимом Зубило, он превратился почти что во властителя дум. Дело в том, что он лоб в лоб столкнул старую культуру и новый мир, вымирающих интеллигентов и строителей коммунизма. Тема носилась в воздухе: приблизительно в то же время были написаны «Самоубийца» Эрдмана, «Зойкина квартира» и «Багровый остров» Булгакова — думающие люди не готовы были сбросить с корабля современности все нажитое человечеством культурное богатство и мучительно искали выход. Уехать? Приспособиться? Застрелиться? Сценическая судьба названных пьес была по большей части трагичной — цензура, запреты. Но у Олеши имелось одно преимущество. Он был великим мастером метафоры и ни о чем не говорил прямо, витиеватые и туманные речи его героев надо было еще раскусить. Об этом точно сказал друг и вечный соперник Олеши Валентин Катаев: «Наш век — победа изображения над повествованием... Метафора стала богом, которому мы поклоняемся». И вот здесь-то Олеше не было равных.
Даже тот, кто не читал роман «Зависть» и не погружался в сложные отношения братьев Бабичевых, все равно хотя бы краем уха слышал про «ветвь, полную цветов и листьев». Или «перламутровые плевки» на полу у вдовы Анечки Прокопович. Или про сердце, которое колотится, «как яйцо в кипятке». Текст завораживал и заставлял прислушаться, разобраться, хотя это и было нелегко. И тогда, и теперь.
Сам писатель тоже понимал, что создал нечто из ряда вон: «У меня есть убеждение, что я написал книгу, которая будет жить века… От этих листов исходит эманация изящества». Неудивительно, что тогдашний завлит Художественного Павел Марков, в сети которого попадали действительно лучшие драматурги, мечтал заполучить Олешу. Пьеса «Заговор чувств» по мотивам «Зависти» (и по заказу театра Вахтангова) была написана, и потрясенный Олеша даже отметил в дневнике, что, подумать только, он теперь автор Художественного, как Метерлинк, Чехов и Андреев! Но не случилось: наступала эпоха индустриализации, Станиславский был занят в основном своей системой, острожный Немирович-Данченко выжидал… В итоге ее все-таки поставил Андрей Попов в театре Вахтангова, а МХАТ довольствовался «Тремя толстяками», дополнившими «Синюю птицу». По сей день многие считают, что пьеса с удачным и эффектным названием сильно уступает роману.
Зачем Женовач обратился к Олеше
Для этого есть причины внешние: новый руководитель Художественного уже выпустил «Бег» Булгакова, тем самым обозначив интерес к исконно мхатовскому репертуару почти забытых сегодня двадцатых-тридцатых годов. Почему забытых? Потому что во многом их заслонили трагические события периода репрессий и Второй мировой войны, и страдания Николая Кавалерова из «Зависти» или Подсекальникова из «Самоубийцы» стали уже почти никому не интересны, кроме литературоведов и историков театра. Внутренние причины — это страстная любовь Женовача к хорошей литературе и его упрямство в достижении своих творческих целей. Он вообще иногда напоминает мне представителя забытой профессии — мастера лесосплава. Вот несется по буйной реке плот из бревен, и всем кажется, что застрянет он на порогах, не доплывет, и команда редеет, боятся люди, но главный ни за что не остановится, не сойдет на берег и добьется своего. Таким он был, когда ставил свои замечательные спектакли в