Заголовок на 43 млрд: как может развиваться история иска «Роснефти» к РБК
«Роснефть» подала к РБК иск о «взыскании репутационного вреда» на рекордную сумму 43 млрд рублей. С учетом мировой и отечественной практики шансы выиграть подобное дело представляются крайне низкими, считает преподаватель кафедры международного права МГУ кандидат юридических наук Сергей Гландин
21 мая 2020 года редакция РБК получила иск Роснефти «о взыскании репутационного вреда» на сумму 43 миллиарда рублей. Поводом для него стал заголовок статьи. На первый взгляд, это беспрецедентная сумма компенсации даже для западных правопорядков, при том что суды США и Европы уже давно не поощряют практику акул бизнеса по демотивации прессы огромными суммами исков. Но и в России шансы выиграть такое дело представляются крайне низкими, поскольку оспариваемый заголовок основан исключительно на официальных данных, а у истца непременно возникнут сложности в доказывании причинно-следственной связи между опубликованной статьей на русском языке и снижении капитализации компании на глобальном уровне. В таких условиях у суда практически не останется оснований для его удовлетворения.
Осенью 2012 года Бернар Арно подал в суд на газету «Либерасьон» из-за заголовка на первой полосе Casse-toi riche con! («Убегай, богатый дурак!»), сопровождаемой фотографией улыбающегося бизнесмена с саквояжем. В полосе описывались планы Арно принять бельгийское гражданство. Богатейший француз оправдывал переезд необходимостью развивать бельгийские проекты. Но французы прекрасно понимали истинную причину обращения за бельгийским гражданством — нежелание платить вводимый Олландом 75%-й налог для лиц, чьи доходы превышают €1 млн в год. Доподлинно неизвестно, сколько Арно хотел взыскать с редакции, но согласно тогдашнему состоянию развития диффамационного права Франции суд присудил бы ему символический €1. В 2013 году Арно отозвал иск и отказался от бельгийского гражданства.
Хотя очень часто заголовок может не нравиться, не отражать истинного положения вещей, быть тенденциозным, однако современное демократическое общество гарантирует защиту мнения, даже если это мнение оскорбляющее, шокирующее или причиняющее беспокойство. Пресса исполняет в демократическом обществе важнейшую функцию. Она не должна выходить за определенные рамки, в том числе в отношении репутации и прав иных лиц и необходимости предотвращения раскрытия конфиденциальной информации, однако ее обязанностью является распространение информации и идей по всем вопросам всеобщего интереса. Способ распространения должен быть совместимым с ее обязанностями и ответственностью. Разумеется, при исполнении своей функции происходит столкновение субъективных мнений о публикуемом материале. Но сколько людей, столько и мнений, а разрешать возникающий споры — задача судов.
От старшего брата — младшему
Поданный «Роснефтью» в арбитражный суд города Москвы иск к РБК на 43 млрд рублей поставил рекорд цены исков по делам о защите деловой репутации в нашей стране и вновь привлек внимание к проблемам свободы слова и наступлению государства на оставшиеся независимые СМИ. Вместе с тем иск продолжил дискуссию о балансе между свободой мнений и правом информировать читателей по общественно-важным вопросам, с одной стороны, и пределами охраны деловой репутации и соразмерности компенсации убытков, причиненных материалом СМИ, с другой.
Информационное право и диффамационное право развиваются в современном мире по двум лекалам. Существуют два стандарта освещения — западный и восточный. Россия, видимо, в данном аспекте имеет свой особый путь, и подданный «Роснефтью» иск хорошо свидетельствует об этом.
С одной стороны, в нем прослеживается приверженность западным ценностям: подчеркивается вовлеченность в международную финансово-экономическую систему, присутствует страх перед американскими санкциями и делается реверанс американским акционерам, многие из которых, как следует из текста иска, начинают свое утро с новостей от РБК. С другой стороны, иск написан с патерналистских позиций, и скорее напоминает назидательное послание от старшего брата младшему. Из него представителям СМИ, видимо, следует сделать вывод о необходимости писать новости без особой самодеятельности, строго по пресс-релизу, а лучше еще лучше — просто перепечатать пресс-релиз влиятельной компании слово в слово. Иначе «младшего брата» ждут очень неблагоприятные последствия. Именно так строится взаимодействие прессы и бизнеса на востоке: КНДР, Китай, Иран, Мьянма. Сомневающиеся могут посетить русскоязычный сайт китайского агентства «Синьхуа» и, например, оценить освещение деятельности Китайской национальной нефтегазовой корпорации (