«За что меня били? За что жали?»: как умирали великие русские писатели
Большинство людей, включая литераторов, прощаются с жизнью скучно. Но тут мы собрали коллекцию драматических финалов, о которых ты, скорее всего, не слышал.
Человек может всю жизнь носить маски, и только перед лицом смерти каждый становится самим собой. Именно поэтому нам интересно было узнать, как умирали властители дум, конструкторы человеческой морали и аморальности.
Антон Павлович Чехов, 1860-1904
Умирал Чехов на курорте Баденвайлер в Германии, в присутствии жены и доктора-немца. Он давно болел туберкулезом, был слаб, пульс почти не прощупывался. Врач, понимая, что происходит, и зная, что Чехов тоже доктор, велел дать умирающему бокал шампанского. Говорят, это старая традиция медиков. На словах, правда, он Антона Павловича успокаивал. Однако тот сказал жене: «Я умираю». И — вот что значит воспитанный человек! — повторил то же самое по-немецки, для доктора. Взял бокал, сказал: «Давненько я не пил шампанского», осушил его, повернулся на левый бок и вскоре преставился.
Граф Лев Николаевич Толстой, 1828-1910
Последние дни Толстого прошли в домике начальника железнодорожной станции Астапово. Писатель болел воспалением легких и покидал свое имение в Ясной Поляне уже нездоровым. В последнее путешествие, не имевшее четкой цели, он отправился со своим личным доктором. Позже к ним присоединилась младшая дочь Толстого, Александра. В дороге писатель почувствовал себя скверно и вынужден был сойти с поезда.
Узнав о его болезни, в Астапово приехали родственники, газетчики, доктора, представители духовенства — последние надеялись, что Лев Николаевич на смертном одре примирится с церковью, но нет. Жену к нему не пускали. Похоже, сам Толстой не хотел ее видеть.
Еще будучи в сознании, говорил: «Пропасть людей на свете кроме Льва Толстого, а вы смотрите на одного Льва. Мужики так не умирают»