Как политические активисты учились уничтожать картины и скульптуры

WeekendКультура

За что страдало искусство

Как политические активисты учились уничтожать картины и скульптуры

Текст: Ульяна Волохова

В Лондоне завершились очередные слушания по делу об экстрадиции Джулиана Ассанжа. Решение суда еще не вынесено, но его ожидание усилено внесудебными обстоятельствами. В начале февраля проживающий во Франции художник Андрей Молодкин объявил, что поместил 16 произведений живописи, в числе которых работы Пикассо, Рембрандта, Уорхола, Янниса Кунеллиса, Роберта Раушенберга и Джейка Чепмена (общей стоимостью порядка $45 млн), в специально сконструированный контейнер, оснащенный емкостью с кислотным порошком, которого хватит для того, чтобы полностью уничтожить содержимое контейнера за пару часов. Запустить механизм Молодкин обещал в том случае, если Ассанж умрет в тюрьме, то есть если Великобритания выдаст разрешение на его экстрадицию и Ассанжа отправят в США, где ему грозит пожизненное заключение. Акцию, обличающую «времена, когда уничтожать произведения искусства большее табу, чем уничтожать жизнь человека», Молодкин назвал «Рубильник мертвеца». Использование произведений искусства как инструмента для выражения политического протеста и предъявления политических требований имеет богатую традицию: на протяжении XX века этот прием из маргинального превратился в привычный, свидетельство чему — недавние акции экоактивистов в мировых музеях. Рассказываем, как политические радикалы учились работать с искусством.

«Ночной дозор». Рембрандт, 1642

1911

Фото: Rijksmuseum

13 января 1911 года уволенный со службы повар военно-морского флота Нидерландов Рулоф Антон Сигрист пришел в Рейксмюсеум и нанес удар обувным ножом по картине «Ночной дозор». Его задержали прямо в зале музея, при допросе он заявил, что у него есть претензии к правительству Нидерландов и мотивом была месть, но за что конкретно, он объяснить не смог. Сигриста приговорили к году тюрьмы. Реставрация картине практически не понадобилась — в то время она была покрыта плотным слоем лака и короткое лезвие ножа смогло лишь оставить царапину на нем, не задев живописный слой.

Полицейское досье на Рулофа Антона Сигриста, 1911

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин, 1883–1885

1913

Фото: Государственная Третьяковская галерея

16 января 1913 года иконописец Абрам Балашов пришел в Третьяковскую галерею и с криками «Довольно смертей, довольно крови» нанес три удара ножом по картине «Иван Грозный и сын его Иван». Полиция арестовала его и поместила в психиатрическую больницу. От порезов сильнее всего пострадала фигура Ивана Грозного, и после реставрации холста Репин лично восстановил живописный слой.

Повреждения на картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1913. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Венера с зеркалом». Диего Веласкес, 1647

1914

Фото: National Gallery, London

10 марта 1914 года суфражистка Мэри Ричардсон пришла в Лондонскую национальную галерею и ножом для мяса нанесла семь ударов по картине «Венера с зеркалом», разбив защитное стекло и повредив холст. Свои действия Ричардсон объяснила борьбой за женские права и протестом против очередного ареста суфражистки Эммелин Панкхёрст: «Я пыталась уничтожить образ самой красивой мифологической женщины в знак протеста правительству, которое пытается уничтожить самую красивую героиню современной истории». «Венеру с зеркалом» быстро восстановили, и уже к концу 1914 года она вернулась в галерею, а Ричардсон получила шесть месяцев тюрьмы — максимальный срок по законодательству Великобритании того времени за порчу произведения искусств.

Повреждения на картине «Венера с зеркалом», 1914. Фото: National Gallery, London

Громкая акция вызвала серию подражаний: в течение следующих четырех месяцев суфражистки совершили нападения на восемь картин и одну египетскую мумию, призывая правительство дать женщинам Англии политические права и свободы.

«Незримые лев, конь и спящая женщина». Сальвадор Дали, 1930. «Обман в саду». Ив Танги, 1930

1930

Сальвадор Дали. «Незримые лев, конь и спящая женщина», 1930. Фото: Salvador Dali, Fundacio Gala-Salvador Dali / Adagp, Paris

30 декабря 1930 года члены фашистских группировок «Лига патриотов» и «Антисемитская лига Франции» совершили нападение на парижский кинотеатр «Студия 28», где показывали фильм Луиса Бунюэля «Золотой век». Причиной погрома был сам фильм, расцененный членами группировок как «безнравственный большевистский спектакль», но жертвой оказалась и небольшая выставка картин сюрреалистов, проходившая в фойе кинотеатра. Среди экспонатов были работы Дали, Миро, Танги и фотографии Мана Рея, точного списка пострадавших нет, но известно, что нападавшие изрезали ножами картины «Незримые лев, конь и спящая женщина» Сальвадора Дали и «Обман в саду» Танги, скандируя «Мы покажем вам, что во Франции еще есть христиане!» и «Смерть евреям!». Выставка была разгромлена, никакого наказания нападавшие не понесли, а прокат фильма «Золотой век» через несколько дней был запрещен во Франции. Картину «Незримые лев, конь и спящая женщина» отреставрировал сам Дали, сейчас она выставляется в Центре Помпиду. «Обман в саду» Танги долгое время считался утраченным, но в 2022 году искусствоведы провели анализ картины из частной коллекции, которая считалась копией работы Танги, и пришли к выводу, что это оригинал, который кто-то виртуозно отреставрировал, скрыв порезы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Модельер экономического роста Модельер экономического роста

Как потомок русских эмигрантов Роберт Солоу изменил современную экономику

Деньги
«У художника нет цели — только путь» «У художника нет цели — только путь»

Зорикто Доржиев о том, как искать себя в легендах и находить на Christie’s

Weekend
Спас на бреду Спас на бреду

«Доска Дионисия»: иконы, интриги, расследования в мире позднего СССР

Weekend
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Плюсы и минусы «Москвича 6»: лифтбек для депутата Плюсы и минусы «Москвича 6»: лифтбек для депутата

Покатавшись на «Москвиче 6» при минус 25, мы осознали все его плюсы и минусы

Maxim
Слип-трип Слип-трип

Сколько нужно спать и чем сон может быть опасен

Men Today
Место силы Место силы

Двухэтажная квартира в здании бывшей фабрики

SALON-Interior
Как сделать покрытие любой сковородки антипригарным: лайфхак, которым пользовались еще советские хозяйки Как сделать покрытие любой сковородки антипригарным: лайфхак, которым пользовались еще советские хозяйки

Есть несколько способов сделать любую сковороду антипригарной дома

ТехИнсайдер
Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...» Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...»

Как изменилась моя жизнь после того, как я «проснулся знаменитым»? Да никак!

Коллекция. Караван историй
Эмма Стоун, Бред Питт и Дженнифер Лоуренс: 12 звезд, которые не пользуются соцсетями Эмма Стоун, Бред Питт и Дженнифер Лоуренс: 12 звезд, которые не пользуются соцсетями

Знаменитости, которые оберегают свою личную жизнь от соцсетей

Forbes
Наталия Воробьева: «Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я!» Наталия Воробьева: «Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я!»

Папа отказывался со мной выходить, когда я ему предлагала вместе поужинать

Коллекция. Караван историй
Любовное онлайн-настроение Любовное онлайн-настроение

«Прошлые жизни»: сентиментальный роман цифровой эпохи

Weekend
Мороз и солнце Мороз и солнце

Еще лет двадцать назад на остров Ольхон на Байкале почти не ступала нога туриста

Лиза
Я к 30 годам исполнил желание стать крутым дядькой Я к 30 годам исполнил желание стать крутым дядькой

Дмитрий Кузнецов озолотил всю рэп-индустрию

Собака.ru
«Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво «Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво

Неловкости могут показаться унизительными, но исправить их нам вполне по силам

Psychologies
10 признаков того, что в школе в 1990-е годы вы были отличником 10 признаков того, что в школе в 1990-е годы вы были отличником

Что общего в опыте тех, кто в 1990-е учился на «хорошо» и «отлично»?

Psychologies
«Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности «Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности

Как формируются наши паттерны в отношениях и что делать, если рядом «двойник»?

Psychologies
10 фильмов Берлинале 10 фильмов Берлинале

Программа Берлинале–‍2024 выглядит сильнейшей за годы

Weekend
Грамотность: эволюция алфавитной культуры от иероглифов до эмодзи Грамотность: эволюция алфавитной культуры от иероглифов до эмодзи

Грамотность — не просто инструмент общения, но и ключ к пониманию мира

Знание – сила
Пластмассовый мир проиграл Пластмассовый мир проиграл

Как советские хиппи не хотели никого победить — но все изменили

Weekend
Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей

Почему люди отказываются от карьеры ради воспитания приемных детей

СНОБ
Первая физико-географическая экспедиция С.О. Макарова Первая физико-географическая экспедиция С.О. Макарова

Как капитан 2 ранга и моряк до мозга костей ходил в экспедицию по степи

Наука и техника
Стаканы из TikTok, Энди Уорхол и волосы: 5 самых странных коллекций Стаканы из TikTok, Энди Уорхол и волосы: 5 самых странных коллекций

Собрание коллекционера может рассказать о его личности больше, чем он сам

Правила жизни
Всеволожские шины обрусели Всеволожские шины обрусели

Как шинному предприятию удалось сохранить финские производственные процессы

Монокль
Краткая история Mitsubishi Pajero Pinin (1998-2006) Краткая история Mitsubishi Pajero Pinin (1998-2006)

Дорогая, я уменьшил Pajero

4x4 Club
Эпоха романтизма Эпоха романтизма

Можно ли всегда ощущать себя немного влюбленным, даже не находясь в отношениях?

Grazia
Об особенностях «межгалактического общения» Об особенностях «межгалактического общения»

Мерджинг можно определить как вид взаимодействия галактик

Наука и техника
Брижит Бардо любила животных больше, чем родного сына, которого она называла «опухолью». Как сложилась судьба Николя Брижит Бардо любила животных больше, чем родного сына, которого она называла «опухолью». Как сложилась судьба Николя

Наладить отношения с единственным сыном Брижит Бардо так и не удалось

ТехИнсайдер
Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того

Стресс на руководящей должности может сократить продолжительность жизни

ТехИнсайдер
Открыть в приложении