Порно и смешно
Василий Степанов о фильме «Глубже!» как энциклопедии русской жизни
В прокате — «Глубже!» с великолепным Александром Палем в роли режиссера-неудачника, которому в стране, похожей на современную Россию, посчастливилось изобрести жанр «глубокого русского порно». Режиссер Михаил Сегал не в первый раз примеряется к жанру сатирической комедии, но можно сказать, что впервые она ему по-настоящему удалась
Симпатичного, но очень серьезного молодого режиссера Романа Петровича (Александр Паль) увольняют из Главного Театра Страны (да‑да, именно так он и называется). Причина простая — строгий юноша слишком уж мучает труппу своими репетициями. Кричит чуть что: «Плоско!» — и требует глубины. Премьеру ждут уже который месяц, но, как ни бейся, чеховские диалоги в икеевских интерьерах на сцене дышат библиотечной пылью. И режиссер-аскет с пониманием относится к решению руководства избавиться от него — ничего, может быть, в школьной студии на новогоднем утреннике у него все получится.
Репетиции с Палем, который косплеит то Станиславского (поневоле задумаешься, что актер неплохо бы смотрелся в байопике), то Чехова, гомерически смешны. Для вечно читающего классику Романа Петровича автор «Глубже!» Михаил Сегал собрал изящного кадавра из ахов и вздохов в дачном антураже — знакомые пенсне, бородка и печальный взгляд, но все-таки это не Чехов и не Станиславский, а клише на клише, шаржи. Талантливый Роман Петрович тот еще стереотип, и, конечно, его конфликт с руководством тоже банален донельзя. Не политический и не идейный, а скорее поколенческий спор — схватка юношеского максимализма с поверхностной и усталой самоуверенностью опыта (на роль антагониста-конформиста Романа Петровича Сегал остроумно пригласил Антона Лапенко: его Хачатрян выпускает модные спектакли как горячие пирожки во всех театрах страны).