Победа на воде, суше и подиуме
Как спорт проник в моду и что собирается делать в ней дальше
В Париже проходят сразу две выставки, посвященные связи спорта и моды,— «La mode en mouvement» («Мода в движении») в музее моды Гальера и «Mode et sport, d’un podium a l’autre» («Мода и спорт: с одного подиума на другой») в Музее декоративных искусств. Тема, которая кажется самой очевидной и самой актуальной уже примерно 40 лет, впервые с таким размахом освещается в парижских музеях. Повторяющие другу друга в нескольких моментах, но сделанные в совершенно разном стиле эти две выставки не только наглядно демонстрируют победу спорта в повседневной жизни, но и позволяют выстроить некоторые новые связи между модой и спортом.
Таким размахом и масштабом мы обязаны, конечно, предстоящим летним Олимпийским играм в Париже, превратившим тему «Мода и спорт» в социальный заказ. И если конгломерат LVMH заключает крупнейшую в истории олимпийского движения спонсорскую сделку с МОК и его бренды шьют форму спортсменам, разрабатывают олимпийские медали и т. д., то выставка «La mode en mouvement» становится частью олимпийской культурной программы Paris 2024, а выставка «Mode et sport, d’un podium a l’autre» делается в партнерстве с лозаннским Musee Olympique. И именно эти выставки стали первыми заметными знаками грядущей Олимпиады в культурном пространстве Парижа.
Обе они выстроены хронологически, но в Гальера больше внимания к исторической части, особенно захватывающе у них получились XVIII и XIX века, а в Musee des Arts Decoratifs (MAD Paris) все центральное пространство превращено в спортивную инсталляцию в виде беговых дорожек и отдано моде современной. Но вместе они составляют беспрецедентный по полноте и разнообразию проект, представляющий взаимодействие спорта и моды на протяжении всех веков существования того и другого. Вернее, физической активности и одежды, с ней прямо и опосредованно связанной,— сегодня мы совершенно не принимаем во внимание, что не только езда верхом или на велосипеде, но и автомобиль или охота в начале XX века рассматривались как спорт и предполагали соответствующую одежду. И мы можем увидеть, как вначале спортивная одежда отделяется от повседневной и становится специализированной, а потом специализированная спортивная одежда (а вместе с ней и специализированные спортивные волокна, ткани и технологии) буквально захватывает повседневную одежду и становится непременной частью жизни современного человека.
В этом процессе, растянувшемся на несколько веков, были, конечно, разные этапы. Вот витрина с белыми платьями из муслина 1780–1790-х в музее Гальера — именно из светлого тончайшего хлопка из Восточной Индии стали шить легкие платья более прямого и приближенного к естественным женским формам силуэта, они были дальними прообразами будущей специальной одежды для физической активности, в таких Элизабет Виже-Лебрен изображала Марию-Антуанетту (ее портрет можно увидеть уже в MAD Paris). Или нежнейшего серого цвета льняной комплект середины XIX века из пышной юбки и блузы с широкими рукавами — трудно сразу догадаться, но это протокупальник. Тяжелая мохнатая шуба, целая доха из козьего и лисьего меха — сейчас ее трудно отнести к классу спортивной одежды, а в 1900 году она предназначалась для автопробегов при низких температурах и была предшественницей всех нынешних флисов, мембран и тефлонов.